Страноведение на олимпиадах по английскому языку

Даже если вы знаете английский язык почти как носитель, это не гарантирует вам победу на олимпиадах. Одна из причин отсутствия гарантий — страноведение. Вы можете говорить и писать на английском без ошибок, а диплом унесет тот, кто вспомнит, кем работал отец Шекспира. Конечно, страноведение — это не самая весомая часть олимпиады, но именно оно может стать тем, что отделяет участника от призера, а призера — от победителя.

Было бы здорово взять список нужных тем и нужной литературы, прочитать и выучить и то, и другое, сходить на олимпиаду и победить. Однако вся беда в том, что нигде нет четко очерченного круга страноведческих тем. Нет такого списка, в котором присутствовало бы все, что необходимо знать. Невозможно прочитать или выучить одну-две-три книжки и быть железно уверенным, что любое социокультурное задание теперь по плечу.

Страноведение — чрезвычайно обширное поле для деятельности. Для наглядности приведем иллюстрацию.

Для тех, кто все равно не верит, что поле действительно обширно, приведем небольшое доказательство. На заключительном этапе ВОШ 2013 года давали текст с пропусками, заполнить которые нужно было именами писателей 19-го века и названиями их произведений. На той же олимпиаде в 2015 году предлагали определить, в числе прочего, входят ли sausages в состав Yorksire Pudding. В 2019 году понадобилось знать различные слоганы, а в 2022 — даты различных событий (в том числе, публикаций известных книг). Мы взяли примеры только из Всеросса, но на перечневых олимпиадах наблюдается такая же картина. Литература, повседневная жизнь, география, а также история, традиции, спорт, аббревиатуры — все это попадает в раздел "Cultural Awareness". Много? Много.

Нереально все это знать? Реально. Читайте книги, смотрите фильмы, обращайте внимание на различные культурные реалии, выписывайте интересные факты. Не зацикливайтесь на одной и той же теме. Нет смысла целый месяц корпеть над президентами США, а следующие два месяца учить наизусть «Гамлета». Вместо них вам могут достаться сосиски, не вошедшие в Йоркширский пудинг, или резиновые сапоги Wellington.


Как и в каком объеме учить страноведение?

Страноведение — самый противоречивый раздел: у каждого олимпиадника своя позиция, варьирующаяся от «костьми лягу, но выучу все даты жизни жен Генриха» до «у меня CPE Grade A, я как-нибудь обойдусь без CS». Однозначно правильной позиции, пожалуй, нет, так как очень многое зависит, действительно, и от уровня языковой подготовки, и от того, в каких олимпиадах планируется участие, и от того, насколько хорошо или плохо идет изучение страноведения. Поэтому вместо раздачи советов мы немного поделимся историей развития страноведческой составляющей Олимпиадного марафона Upwego :)

Самый первый Олимпиадный марафон (2017/18) был очень сильно ориентирован на страноведение. В тот момент мне, только начавшей разбираться в олимпиадах, казалось, что именно в нем лежит ключ к успеху: ведь хороший уровень языка много у кого есть, а значит в страноведении прячутся именно те баллы, которые понадобятся для призерства или победы. В целом, мысль верная — баллы могут запросто прятаться в страноведении, но страноведение ни в коем случае нельзя ставить во главу угла. Страноведение — это лишь 5-10% от общей суммы баллов, и даже если вы его активно ботаете, нет никакой гарантии, что попадется именно заботанное (составители олимпиад не ограничиваются общими глобальными темами и фактами). А время, ушедшее на страноведение, можно было бы, меж тем, потратить на гораздо более значимые вещи.

Во втором Олимпиадном марафоне (2018/19) я учла ошибки первого и сократила долю страноведения в два раза. Кроме того, появилась мысль о сочетании полезного с полезным: составлять задания по чтению и аудированию на основе страноведческих текстов и видео, чтобы время на изучение страноведения не шло впустую, а использовалось для прокачки навыков и языка. Такие чтения и аудирования присутствуют в марафоне и сейчас — одно-два в неделю.

В третьем марафоне (2019/20) произошло еще одно качественное изменение: началось создание энциклопедии — сайта, наполненного страноведческой информацией и упражнениями. Участники марафона получают ссылки на статьи для обязательного изучения, но при этом никто не мешает свободно гулять по сайту и учить все, что нравится, если вдруг обязательных заданий не хватило. Хочу сказать, что аналогов страноведческой энциклопедии я пока нигде не встречала :)

Организация страноведения в третьем марафоне плавно перешла в четвертый (2020/21) и полностью отражает позицию Upwego: изучать страноведение нужно обязательно, но делать это лучше в умеренных масштабах, чтобы не жертвовать более насущными вещами. Если же с насущными вещами у вас уже полный порядок, или если вы безумно любите культуру стран изучаемого языка, то к вашим услугам энциклопедические бездны.

Результаты участников четвертого и пятого (2021/22) марафона показали, что стратегия работает отлично: все участники, проработавшие олимпиадную программу Upwego взяли как минимум один диплом (а в среднем намного больше одного диплома). Поэтому в шестом марафоне (2022/23) мы будем придерживаться той же самой стратегии :)

И еще один важный момент: начиная с четвертого марафона, появились групповые онлайн-занятия. Мы готовы поспорить, что, услышав словосочетание «занятие по страноведению», вы невольно представляете себе лекции сомнительного уровня интересности. Однако на наших занятиях никаких длительных лекций нет. Вместо этого есть активные обсуждения, role-playing, тренировка навыков говорения на основе страноведческого материала и прочие вещи, которые превращают скучные темы в запоминающиеся моменты. Подробности об этих занятиях — в интервью с Катей Репко, участницей марафонов 2019/20, 2020/21, а также других курсов Upwego. В 2021 году Катя стала победителем олимпиады "Высшая проба" и считает, что занятия страноведением этому весьма способствовали :)


Если вы решили учить страноведение самостоятельно, то важно помнить, что оно не сводится к историческим фактам и личностям — есть много чего другого. Чтобы выяснить, что на самом деле представляет из себя страноведение, берем прошлогодние варианты олимпиад, выписываем оттуда темы, сводим их в табличку и начинаем методично искать и читать соответствующую информацию. Одной книжкой, и даже двумя, тут, увы, не обойтись, поэтому вот начальный список (он не является полным и всеобъемлющим):

  • Spotlight on Britain (Susan Sheerin, Jonathan Seath, Gillian White)
  • Britain in Close-Up (David McDowall)
  • Britain (James O'Driscoll)
  • Spotlight on the USA (Randee Falk)
  • All about the USA: A Cultural Reader (Milada Broukal, Peter Murphy)
  • What it is like in the USA (Natalia Tokareva, Victor Peppard)

Если вы хотите записаться на занятия или задать вопросы, напишите нам ВКонтакте — там вам ответят быстрее всего. 

Также можно позвонить или написать на почту:

Телефон: +7 916 362 10 45      

Почта:

© Екатерина Яковлева, 2016–2022