Как писать Opinion Essay (эссе-рассуждение)?

Задания в формате Opinion Essay

  • essay 1 (Thomas and his mother);
  • essay 2 — olympic (libraries, задание Всеросса, МЭ, 9–11 классы);
  • essay 3 — olympic (elderly people, задание Всеросса, ШЭ, 9–11 классы);
  • essay 4 — olympic (Shakespeare quotation, задание Всеросса, МЭ, 9–11 классы);
  • essay 5 (getting ready for exams);
  • essay 6 — olympic (campaigns against smoking, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
  • essay 7 — olympic (exams should be cancelled, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
  • essay 8 — olympic (children shouldn't judge parents, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
  • essay 9 — olympic (too much knowledge, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
  • essay 10 — olympic (women can't be equal to men, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
  • essay 11 — olympic (gap year, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
  • essay 12 — olympic (computers VS teachers, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
  • essay 13 — olympic (dangerous sports should be banned, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
  • essay 14 (children are born with equal intelligence);
  • essay 15 (Wayne Gretzky quotation, skating to where the pluck is going to be);
  • essay 16 — olympic (based on a haiku poem about courage, задание ПВГ, отбор, 5–9 классы);
  • essay 17 — olympic (based on a haiku poem about gossip, задание ПВГ, отбор, 10–11 классы);
  • essay 18 — olympic (based on a haiku poem about respect, задание ПВГ, отбор, 10–11 классы);
  • essay 22 (comment on a statement + summary of two short texts; we make our own luck).

Общие факты

Opinion essay — один из наиболее популярных видов эссе, он встречается практически везде: и на международных экзаменах, и на олимпиадах, и на ЕГЭ. Рассказывая о его особенностях в этой статье, я предполагаю, что вы знаете базовые принципы написания эссе и умеете составлять план.

Объём opinion essay может быть очень разным. Например, на Всероссийской олимпиаде в 2013 году встречалось задание в формате эссе-рассуждения с ограничением в 100–120 слов. В эссе на ЕГЭ требуется объём 200–250 слов, на экзамене CAE — 220–260. На олимпиаде «Покори Воробьёвы горы!» 2016 года предлагалось написать 250–300 слов. Эти примеры наглядно демонстрируют разнообразие требований к объёму эссе.

Такое же разнообразие характерно для формулировки самих заданий: простая фраза, текст, несколько текстов, стихотворение, изображение, видео или ещё что-нибудь, в зависимости от наличия или отсутствия фантазии и свободы выбора у составителя.

Что должно быть в эссе

В любом opinion essay должно быть вступление, основная часть и заключение.

Вступление задаёт тему и выражает мнение автора. Важное исключение: если вы пишете opinion essay для ЕГЭ, мнение нужно выражать в первом абзаце основной части, а не во вступлении.

Основная часть содержит, как правило, два блока:

  1. аргументация мнения автора;
  2. мнение, противоположное авторскому.

Таким образом, в первом блоке основной части мы подробно объясняем читателю, почему у нас сложилось именно такое мнение, подкрепляем свою мысль аргументами и примерами. Во втором блоке мы освещаем позицию, противоположную нашей, а также говорим, почему мы не считаем такую позицию правильной.

В некоторых заданиях четко указана необходимость освещать альтернативную позицию, в некоторых такого указания нет. Когда однозначные указания отсутствуют, следует отталкиваться от объема эссе. Если объём ограничен 150 словами, второй блок лучше опустить. При ограничении в 300 слов правильнее будет его включить.

Заключение подытоживает всё сказанное в основной части и снова выражает мнение автора, но уже другими словами.

Деление на абзацы

Вступление, основная часть и заключение всегда выделяются в отдельные абзацы. Таким образом, любое opinion essay содержит не менее трёх абзацев. Что касается разбиения основной части, обязательно отделяется блок с противоположным мнением. Остальное можно делить или не делить, руководствуясь принципами логики и требованиями в задании.

Стиль

Эссе-рассуждение пишется в нейтрально-формальном стиле. Это означает, что в работе не должно быть сокращений и разговорных выражений. Сложные лексические и грамматические конструкции предпочтительнее простых.

Подводные камни

Очень распространённая ошибка при написании эссе-рассуждения — подмена темы или смещение акцента. Например, нужно написать на тему «Penguins make ideal pets», а в эссе говорится слишком много о самих пингвинах. При этом проблемы содержания пингвинов в домашних условиях почти не затрагиваются, и вместо требуемой темы получается другая, например, «Penguins are the most lovable creatures in the world». Вроде бы и про пингвинов, но все же не о том. Из-за ошибок такого рода теряются баллы за содержание.

Одной из причин смещения акцента бывают заученные наизусть топики или фрагменты топиков: выучив хорошо составленный кусочек текста, пишущий пытается пристроить его в свою работу, чтобы произвести впечатление. Работа и впрямь начинает производить впечатление, но не то, на которое рассчитывал автор. Собранное из вставленных фрагментов эссе похоже на сшитую из лоскутьев рубашку с рукавами разной длины. Если у вас хватает памяти и интеллекта, чтобы запоминать топики, лучше потратьте свои умственные ресурсы на изучение грамматических конструкций и расширение словарного запаса. Это даёт куда больше шансов написать приличное сочинение.

Еще одна распространённая проблема — стандартизация. Мне часто приходится видеть, как пишущий берёт один и тот же шаблон и пытается всунуть в него любую тему. Это бывает оправданно, если у автора работы очень скромный словарно-грамматический запас и нет времени на его пополнение, потому что написать плохо — это все же лучше, чем вообще ничего не написать. Однако если вы более-менее владеете английским, то нужно учиться модифицировать шаблоны таким образом, чтобы они выглядели органично.

Возьмём для примера структуру «the question of ... has always aroused heated discussions» и вставим её в разные вступления:

  1. The question of how video games influence children and teenagers has always aroused heated discussions.
  2. The question of having a penguin as a pet has always aroused heated discussions.

В то время как в первом вступлении фраза смотрится органично, во втором её шаблонность очевидна и создаёт юмористический эффект (а жюри и эксперты — люди серьезные, имейте в виду).

Ещё пример того, как важно обращать внимание на контекст. Используем заготовленную фразу: «Nowadays ... is an integral part of our life»:

  1. Nowadays information technology is an integral part of our life.
  2. Nowadays reading books is an integral part of our life.
  3. Nowadays keeping exotic pets at home is an integral part of our life.
Книги важны уже не первый век, поэтому слово «nowadays», уместное в первом примере, плохо вписывается во второй. Для третьего примера не подходит вся фраза, потому что содержание дома экзотических животных не является неотъемлемой частью нашей жизни.

Пример работы в формате Opinion Essay

Задание:

Comment on the following statement.

Penguins make ideal pets.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200–250 words.

Первое, что необходимо сделать — понять, какую позицию мы будем защищать и обосновывать. Совсем не обязательно, кстати, быть при этом кристально честным. Например, если я согласна с утверждением «Penguins make ideal pets», но мой единственный аргумент в пользу этого мнения — «я обожаю пингвинчиков, они такие милые», то вполне вероятно, что стоит рассмотреть противоположную точку зрения в надежде найти более весомые и объективные аргументы.

Когда позиция выбрана, следующий обязательный шаг — в самом начале плана четко и ясно её написать. Например так:

Penguins make ideal pets — I don't agree.

Пишем мы это для того, чтобы в процессе написания эссе не забыть свою собственную позицию. «Я не забуду, это же моё мнение, как его можно забыть?» Да? Могу вам сказать с высоты своего педагогического опыта, что в половине случаев писатель все-таки умудряется забыть своё мнение или внезапно начинает его менять, проникнувшись убедительными контраргументами из третьего абзаца. В результате получается логически смазанная работа, во вступлении которой написано одно, а в заключении — другое.

Дальше составляем план, тщательно продумывая аргументы, контраргументы и возражения на них. Если в процессе составления плана выясняется, что хороших аргументов в поддержку вашей точки зрения не хватает, а аргументов против — много, я советую пересмотреть свою позицию. На этапе планирования менять её ещё не поздно.

Что считать хорошим аргументом? Чем аргумент объективнее, тем он лучше. Например, «пингвин не годится на роль идеального питомца, потому что мне не нравится его внешний вид» — плохой аргумент, поскольку слишком субъективный. «Пингвин не годится на роль идеального питомца, потому что его очень сложно содержать» — хороший аргумент, поскольку какое бы ни было личное отношение автора к пингвинам, содержать этих птиц дома и впрямь непросто. Принцип объективности действует как для аргументов, так и для контраргументов.

Ответ на контраргументы представляет, как правило, наибольшие трудности.

  • Совет номер один: не отвечайте в духе «другие люди считают так-то, но так считать — глупо». То есть, не пытайтесь уничтожить аргумент оппонента, в открытую называя его несостоятельным.
  • Совет номер два: ищите в контраргументах логические лазейки. Почти всегда есть что возразить на любой аргумент.
  • Совет номер три: не бойтесь частично соглашаться. Это типично английский приём: собеседник говорит «конечно, это так, но...», и после «но» разносит аргумент в пух и прах.

Пример хорошего и плохого ответа на контраргумент «Having a penguin enhances the prestige of the possessor»:

Penguins cannot enhance anyone's prestige, because they are stupid and fat.
To a certain extent, this is right, but being prestigious is not the only quality that an ideal pet must have.

В плохом ответе мы полностью отрицаем аргумент оппонента, сопровождая это субъективным выражением мнения. В хорошем примере мы признаем, что престиж повышается, но находим лазейку: престиж — лишь одно из качеств, причём не самое важное.

Примерно так будет выглядеть мой подробный план эссе:

Убедившись, что есть чем аргументировать свою точку зрения и опровергать точку зрения воображаемых оппонентов, приступаем к написанию самого эссе.

На этапе трансформации плана в слитный текст важно помнить, что все сокращения необходимо заменить полными версиями, все пропущенные вспомогательные слова — вставить, все недостающие логические звенья — добавить. Если во время написания становится ясно, что какое-то слово, попавшее в план, не очень подходит или просто не вписывается, меняем его на другое. Дополняем при необходимости новыми словами и грамматикой.

План:
keeping exotic animals popular, consider having, however, though, penguin isn't best choice
Эссе:
Keeping exotic animals is very popular and some people consider getting a penguin, since it is one of the most uncommon and therefore eye-catching creatures. I do not think, though, that it is the best choice.

Формируя эссе, необходимо использовать средства логической связи (linking words). Чтобы понять, для чего они нужны, почитайте абзац, где их почти нет, а потом сравните с абзацем, где они есть:

Being wild animals, penguins require artificial habitat, which is difficult to create and costly to maintain. Low temperature, ice and snow surfaces, water reservoirs for swimming and diving — it is essential to a penguin. Providing food for such a pet is not an easy task, in spite of their cuteness penguins are voracious predators that need to be regularly provided with stocks of fresh fish. Unlike cats and dogs, penguins are unaccustomed to people, it prevents them from having and expressing tender feelings for human beings.
To begin with, being wild animals, penguins require an artificial habitat, which is difficult to create and costly to maintain. Low temperatures, ice and snow covered surfaces, water reservoirs for swimming and diving - all of this is essential to a penguin. To add to this, providing food for such a pet is not an easy task, since in spite of their cuteness penguins are voracious predators that need to be regularly provided with stocks of fresh fish. Finally, unlike cats and dogs, penguins are unaccustomed to people and it prevents them from having and expressing tender feelings for human beings.

На случай если сравнение абзацев не помогло, поясню, что linking words нужны для того, чтобы ваш текст не создавал у читателя ощущения, будто он продирается сквозь дремучий лес. А ещё за отсутствие связующих слов баллы снижают.

Без linking words не обойдётся ни вступление, ни заключение. Но особенно важны они именно для основной части эссе. В первом абзаце основной части актуальны перечисляющие и дополняющие связки, во втором — противопоставляющие. Рекомендую запомнить десяток-другой этих слов, чтобы быть в логическом всеоружии.

Содержательная часть эссе важна, но помимо неё всегда оценивается словарный и грамматический запас. Поэтому важно уметь блеснуть своими знаниями. Для этого используем продвинутые слова вместо простых, изо всех сил избегаем повторов, коротенькие предложения связываем в сложные.

В двух следующих абзацах одинаковое содержание, но с лексико-грамматической структурой первого далеко не уедешь:

But some people think that all those difficulties are not so bad, because penguins look very nice, and they make other people like them. When the owner's friends see penguins, they respect the owner more. It is true that penguins are charming and can impress people, but I cannot agree that these qualities are very important. It is more important if a pet can show love to its master. Also, it must be easy to look after the pet.
However, there is an opinion that all the impediments mentioned above are vastly outweighed by the penguin's lovable appearance and the effect it may have on the owner's friends and acquaintances, thus enhancing the prestige of the proud possessor. But although the charm of these birds and their ability to make an impression cannot be denied, I think that these qualities are less important than being emotionally attached to the master and easy to look after.
Заключение, как правило, повторяет уже звучавшие в эссе мысли, но повторяя мысли, нельзя повторять слова. Лучшая, на мой взгляд, техника для составления заключения — generalizing, обобщение. То есть вместо перечисления нескольких мыслей по отдельности мы объединяем их в одну глобальную мысль:
Хуже:
In conclusion, penguins are lovable and enhance the owner's prestige, but it does not outweigh the fact that they are difficult to keep and feed, together with being emotionally distant from people. That is why I strongly believe that penguins cannot make ideal pets.
Лучше:
In conclusion, having a penguin might be a positive experience, but as the creature is highly demanding, I would label it a challenging pet rather than an ideal one.
Собираем всё вышеупомянутое и получаем полностью написанное эссе:

Keeping exotic animals is very popular and some people consider getting a penguin, since it is one of the most uncommon and therefore eye-catching creatures. I do not think, however, that it is the best choice.

To begin with, being wild animals, penguins require an artificial habitat, which is difficult to create and costly to maintain. Low temperatures, ice and snow covered surfaces, water reservoirs for swimming and diving - all of this is essential to a penguin. To add to this, providing food for such a pet is not an easy task, since in spite of their cuteness penguins are voracious predators that need to be regularly provided with stocks of fresh fish. Finally, unlike cats and dogs, penguins are unaccustomed to people and it prevents them from having and expressing tender feelings for human beings.

However, there is an opinion that all the impediments mentioned above are vastly outweighed by the penguin's lovable appearance and the effect they may have on the owner's friends and acquaintances, thus enhancing the prestige of the proud possessor. But although the charm of these birds and their ability to make an impression cannot be denied, I think that these qualities are less important than being emotionally attached to the master and easy to look after.

In conclusion, having a penguin might be a positive experience, but as the creature is highly demanding, I would label it a challenging pet rather than an ideal one.

Итоги

В opinion essay автор выражает свою позицию, а также приводит и тактично опровергает альтернативное мнение. Стиль — нейтрально-формальный, лексика и грамматика — максимально усложнённые.

© Екатерина Яковлева, 2016–2018