Как готовиться к письму (writing) на олимпиадах по английскому?

Изучайте особенности форматов письма

В основе олимпиадных заданий по письму лежат стандартные форматы. Вот список форматов, встречавшихся с 2012 по 2018 год на Всероссийской олимпиаде и перечневых олимпиадах I уровня («Покори Воробьёвы горы!», «Ломоносов», «Высшая проба»):

  • article — статья;
  • description — описание;
  • news report — новостная статья;
  • story — рассказ;
  • essay — эссе;
  • report — доклад;
  • review — рецензия, отзыв;
  • note — записка;
  • letter — письмо;
  • e-mail — электронное письмо;
  • on-line message — сообщение на форуме или в блоге;
  • advertisement — объявление.

Практика

Письменная копилка: десятки заданий для writing, включая как распространенные, так и не очень распространенные форматы.

На данный момент наибольшим разнообразием отличается Всероссийская олимпиада, на которой встречались почти все форматы из списка. Наименьшим — «Высшая проба», где пока не было ничего кроме статьи. Более подробная информация о форматах, с сортировкой по олимпиадам:

  • Всероссийская олимпиада школьников: статья, рассказ, рецензия/отзыв, электронное письмо, эссе, записка, доклад, сообщение на форуме / в блоге, письмо;
  • «Ломоносов»: описание, рассказ, новостная статья, рецензия/отзыв, эссе;
  • «Покори Воробьёвы горы!»: рассказ, новостная статья, эссе, доклад;
  • «Высшая проба»: статья.
Легко заметить, что некоторые форматы встречаются чаще (например, эссе, рассказ, статья), а некоторые реже (например, описание или письмо). Однако это не значит, что можно игнорировать менее часто представленные форматы. Если за последние пять лет новостная статья ни разу не встречалась на Всероссийской олимпиаде, она может встретиться на шестой год. Никаких гарантий относительно форматов не существует, поэтому они все важны приблизительно в одной и той же степени.

Письменные курсы для олимпиадников

Олимпиадное ассорти — подходит тем, кто еще не участвовал в олимпиадах, или участвовал, но не прошел дальше муниципального этапа ВОШ и отборочных этапов других олимпиад. 

Олимпиадное ассорти + — особенно хорошо подходит тем, кто участвовал в олимпиадах и добился ощутимы результатов. Например, участие в заключительном этапе ВОШ или финалах перечневых олимпиад. 

Олимпиадное эссе — курс рекомендуется тем, кто владеет базовыми навыками написания эссе и хочет совершенствоваться. Эссе можно встретить в любой олимпиаде, это самый популярный и распространенный формат. 

Олимпиадная статья — курс подойдет тем, кто готовится участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, поскольку именно там статьи встречаются чаще всего. В перечневых олимпиадах статьи тоже не редкость. 

Учитывайте олимпиадные особенности

Изучение особенностей каждого формата — это только первый элемент, и олимпиадная подготовка на нём не заканчивается. Дело в том, что на олимпиадах классические варианты часто дополняются чем-нибудь хитрым и неожиданным. Например, вам могут предложить написать иллюстрированную статью, тему для которой вы придумаете сами, глядя на данные вам картинки. Эссе по стихотворению или цитате, рассказ с определенным лексическим наполнением, замечания по сочинению от лица учителя — всё это вариации в рамках стандартных форматов, причём регулярно меняющиеся. Учиться быть к ним готовым — второй элемент подготовки. Немножко подробнее об этом элементе можно почитать в статье «Балет и английский».

Тренируйтесь писать быстро

Писать эссе дома в обнимку с котом значительно проще, чем в аудитории, где над вами нависает наблюдатель с секундомером в руках. Поэтому третий элемент подготовки — тренироваться писать быстро, укладываясь в отведённое время.

Пополняйте лексико-граматический запас

Все вышеперечисленное относится непосредственно к технике написания текстов. Помимо неё требуется словарный запас приличного размера и знание грамматики, так что дополнительный элемент подготовки — чтение, аудирование, просмотр видео и сериалов на английском языке.

Пишите регулярно

Работать над письмом нужно регулярно. Какой бы талантливый писатель в вас ни скрывался, без постоянной практики вы неизбежно будете писать хуже, чем при её наличии. Регулярно — это значит, что раз в неделю, независимо от желания, настроения, политической обстановки, погодных и прочих факторов, вы стабильно пишете одну полноценную работу.

Итоги

Итак, чтобы легко и комфортно создавать письменные шедевры на олимпиадах, необходимо:

  • знать особенности форматов письма;
  • быть готовым к хитростям внутри стандартного формата;
  • уметь укладываться во временной лимит;
  • иметь приличный словарный и грамматический запас;
  • регулярно тренироваться.

© Екатерина Яковлева, 2016–2018