Олимпиада «Высшая проба» — письменная часть (2016)

Статья опирается на задания заключительного тура «Высшей пробы» 2016 года и не дает гарантии, что информация останется актуальной в последующие годы, поскольку формат олимпиады может измениться.

Общие сведения

В олимпиаде «Высшая проба» всего одно творческое письменное задание: написать иллюстрированную статью или рассказ. Однако вес этого задания очень велик — 60 баллов из максимально возможных 100. Следовательно, победить на «Высшей пробе», не умея писать, невозможно.

Иллюстрации для работы вы выбираете сами из 12 предложенных фотографий. Фотографии для всех одинаковы, а задание разное:

7 класс

Написать рассказ (story) на одну из трех предложенных тем, выбрав 4 фотографии в качестве иллюстраций. Объем работы: 180–300 слов

8–9 классы

Написать статью (article) на одну из трех предложенных тем, выбрав 6 фотографий в качестве иллюстраций. Объем работы: 220–360 слов.

10–11 классы

Написать статью (article), самостоятельно придумав ее тему и выбрав 6 фотографий в качестве иллюстраций. Объем работы: 220–360 слов
Чтобы успешно справиться с любым из этих заданий, нужно уметь делать несколько вещей:
  • выбрать (или придумать) наиболее удачную тему;
  • выбрать картинки, подходящие к теме;
  • составить план работы;
  • привязать фотографии к плану, определив основную мысль каждой из них;
  • написать работу в соответствии с особенностями формата и стиля.
Сейчас мы займёмся всеми этими вещами на примере задания в формате статьи на «Высшей пробе».

Пример задания в формате статьи на «Высшей пробе»

Imagine that you are a journalist who is writing an illustrated article. Decide what magazine (target audience) do you write for and what topic you’d like to cover.

You need to use 6 pictures for your article (you can choose any 6 pictures from the table below).

Don't forget to:

  • think of a magazine (target audience) and write it down;
  • formulate the topic of the article and write a headline;
  • write an introduction (you do not need a picture for an introduction);
  • choose 6 pictures for your illustrated article, put them in the right order and comment on every picture in 2-4 sentences;
  • write a conclusion (you do not need a picture for a conclusion).

Total: 220–360 words.

People And Society 01

A

People And Society 02

B

People And Society 03

C

People And Society 04

D

People And Society 05

E

People And Society 06

F

People And Society 07

G

People And Society 08

H

People And Society 09

I

People And Society 10

J

People And Society 11

K

People And Society 12

L

Выбор темы

Тема — это первое, с чем необходимо определиться. В 10 и 11 классах тему нужно будет придумать самостоятельно. В 7, 8 и 9 — выбрать из предложенных.

Правильно выбранная тема — это когда:

  • есть, что сказать;
  • есть словарный запас, чтобы это сказать;
  • есть подходящие фотографии, чтобы проиллюстрировать сказанное.

Разумеется, универсально хороших и универсально плохих тем нет, все зависит от наших интересов и лингвистического багажа. Например, даны три темы на выбор:

  1. Why is family important
  2. Things that make us happy
  3. Different cultures — different customs

Начинаем анализировать, какая тема подойдет лучше всего. Сначала смотрим, где у нас больше всего идей. Допустим, по теме номер 1. Собираем свои мысли: семья дает поддержку, в семье учимся строить отношения, семья — неотъемлемая часть общества, семья с нами с самого рождения, на семью можно положиться… Теперь смотрим, можем ли мы транслировать эти мысли на английском языке. Знаем слова «provide support», «integral part», «relationship», «society», «birth», «rely on»? Если большинство слов, нужных для выражения наших мыслей, в нашем словарном запасе отсутствует, то как бы ни были хороши идеи, тему придется выбирать другую. Кстати, собирать мысли и идеи лучше прямо сразу на английском языке, в обход русского — это экономит время и повышает вероятность вспомнить какое-нибудь полезное выражение.

Допустим, мы убедились, что по теме номер 1 нам хватает и мыслей, и слов. Следующий шаг — проверить, есть ли подходящие фотографии. Для этого смотрим, что нам предложили. Скорее всего, на первый взгляд будет казаться, что подходящих фотографий не хватает. Например, очевидно, что к теме семьи относятся картинки A, F, I. Но это всего три, а нам нужно больше. Тогда мы смотрим на другие картинки и думаем, как можно привязать их к теме. Например, фотография E может подойти для иллюстрации мысли «одному справляться с трудностями тяжелее, а семья всегда поддержит». Картинку J можно использовать в абзаце о семейных праздниках и традициях. Изображение G можно обыграть с помощью идиомы со словом «hand» — «give a helping hand». Изображение K подойдет, если говорить о передаче опыта от старших к младшим в семье. Фотография B — иллюстрация того, что семья важна вне зависимости от страны проживания. Теперь подходящих изображений не три, а восемь — нашлось даже больше, чем нужно. Если несмотря на все усилия вы не видите подходящих картинок, то придется менять тему. Не вписывайте изображение, если оно не подходит — потеряете баллы

Конечно, предложенный порядок действий не обязателен. Можно выбрать любую другую подходящую вам стратегию. Например, начать с рассматривания картинок — это может дать дополнительные мысли и облегчить выбор темы. Или подбирать лексику не к мыслям, а к изображениям, и на основании этого решать, где оптимальный запас. Но каким бы образом вы ни выбирали, самое главное, чтобы в выбранной теме хватало и мыслей, и слов, и изображений.

Как придумать тему статьи?

Самостоятельное изобретение темы дает большую свободу, но при этом выходит несколько сложнее, чем выбор из предложенного, потому что нет никаких опорных точек. Следовательно, задача номер один — найти опорные точки, проанализировав изображения. Делать это можно так: берем картинку и выписываем на черновик относящиеся к ней ключевые моменты. Например:

  • A — family, being together, smiling, food.
  • B — family, traditional clothes, foreign country, unusual, winter.
  • C — young, happy, rain, smiling, laughing.
  • D — traditional clothes, unusual, oriental.
  • E — studying, attentive, interesting / boring, young.
  • F — family, summer, happiness, walking, enjoying a good day.
  • G — hands, friends, summer day, union.
  • H — child, holiday, autumn, happy, fun, decorations.
  • I — elderly, fun, enjoying themselves, bubbles, happy, family.
  • J — decorations, Christmas, traditions, winter.
  • K — young and elderly, traditions, smiles, love, happy.
  • L — wedding, traditions, happy, friends, family.

Проделав это, вы увидите, что некоторые ключевые слова повторяются. Например, в нашем случае это family, traditional, happy, together. Кроме того, есть общие темы, к которым относятся ключевые слова: age (young, elderly), seasons (summer, winter, autumn). На основании этих слов и можно строить темы:

  • family — family in our life, what makes a good family;
  • traditional — everyday traditions, traditions around the world, why do we need traditions, are traditions fun;
  • happy — how to be happy, is it easy to be happy, happy people have something in common, friends and happiness;
  • together — it's important to have people around, being lonely means being unhappy;
  • age — being happy all your life, is it easier to be happy when you are young, importance of traditions for children and adults;
  • seasons — how to have fun all year round, there is charm in every season.

После того, как вы набросали список тем, посмотрите, какие из них дают большее поле для деятельности. Например, темы, сочетающие в себе два ключевых слова, автоматически дают вам возможность привязать к ним больше картинок. Вычеркивайте темы, если чувствуете, что вам по ним нечего сказать. Когда останется 1–2 темы, составьте план по одной из них, продумайте, что будете писать. Если план получается неплохой, то приступайте к составлению статьи. Если план не выходит, попробуйте составить его для другой темы. Самое главное — не кидайтесь писать статью, не определившись с темой окончательно и не убедившись, что вам хватает мыслей на все 6 содержательных абзацев.

Как выбирать картинки к предложенной теме?

Вспомним наши темы на выбор:

  1. Why is family important
  2. Things that make us happy
  3. Different cultures — different customs

Изображения в задании подобраны таким образом, что некоторые из них могут относиться сразу к двум или даже ко всем трем темам. На первый взгляд это не всегда очевидно, поэтому рассматривать картинки нужно со всей серьезностью и сосредоточенностью.

Возьмем картинку A. Первое, что приходит в голову (в мою голову, а в вашу может и другое прийти первым) — картинка относится к теме про семью. Однако это не значит, что для других тем она потеряна. Люди на фотографии выглядят довольными, они рады быть вместе — это подходит к теме про счастье. Завтрак в кругу семьи — традиция в некоторых странах, поэтому и к третьей оставшейся теме это подходит.
Посмотрим на картинку F. Очевидная тема — традиции разных стран. Но можно пофантазировать в рамках темы про счастье и написать абзац о том, что возможность самовыражения через внешность — одна из составляющих счастья. И тогда картинка получится уместной.

Таким же образом можно поступить практически с любым изображением. Притягивать картинки за уши, конечно, не стоит, но и отчаиваться, не увидев нужных изображений сходу, тоже не нужно — они найдутся, если внимательно поискать.

Как придумать название журнала и целевую аудиторию?

Проще всего сделать домашнюю заготовку с нейтральными названиями, которые подойдут под большинство тем. Например, «Real Simple», «Entertainment Weekly», «Self», «Sunset Magazine». Так вы сэкономите время на придумывании названия. Впрочем, ничто не мешает придумывать оригинальные названия на ходу, если вы умеете делать это быстро.

Что касается целевой аудитории, отталкивайтесь от содержания письменной работы. Кому было бы интересно ознакомиться с тем, о чем вы пишете? Если вы рассуждаете о преодолении стресса, вашей целевой аудиторией могут быть студенты или офисные сотрудники. Если речь о спасении животных, то потенциальные читатели — защитники животных. Читать о компьютерных играх будет интереснее подросткам, а о вязании — бабушкам.

Как составить план?

Следующий шаг — составление плана. Почитать об этом подробно можно в статье «Как составить план?», а здесь мы просто приложим образец плана:

Пример выполнения задания в формате статьи на «Высшей пробе»

В статье на «Высшей пробе» мы ограничены рамками 220–360 слов. Имея на руках чёткий план, регулировать количество слов в своей работе очень удобно. Делим слова на количество абзацев и получаем 27–45 слов на каждый абзац. Следить за количеством слов в абзаце на порядок проще, чем пытаться рассчитать объем сразу всего сочинения.

Напишем вступление, помня о том, что мы ограничены 27–45 словами.

Who is happier: an innocent baby babbling enthusiastically or an elderly person, having all the wisdom in the world? It seems that any given age has room for happiness, but things that bring it about might be different. (38 слов)
Если написав вступление, вы посчитали слова и увидели, что у вас получилось, например, 60, то вычеркивайте лишнее, перефразируйте, пока не впишетесь в нужный промежуток. Если оказалось, что слов не хватает, подумайте, как можно расширить, что можно добавить. Аналогично следует поступать со всеми следующими абзацами: написали — проверили количество слов.

Being a baby or a child is associated with having very few responsibilities and a lot of time for playing around. For inexperienced children every day stores a surprise, a new discovery to make. Life is fun and full of adventure. (41 слово)

Growing into a teenager takes away one's childish carefree attitude, but in return it gives a satisfying feeling of becoming more independent. New things are learnt, new opportunities open up, new friends are made — life is exciting. (37 слов)

As independence continues to grow, young adults find themselves able to travel, choose their jobs, build romantic relationships. This is the time when one can start revealing one's potential, and life is never boring. (37 слов)

Once a certain age is reached, people start thinking about having a family. Some get married and are happily occupied with their new social state and, probably, a new place to live. Love and being together can make this period quite blissful. (42 слова)

Life changes when a baby appears. Caring about a new-born creature adds significantly to one feeling valuable and important. Besides this, spending time with the children you relive the joyful time of your own childhood. (35 слов)

Finally, when middle age is behind us and a person retires, it's finally the period when there's no need to work anymore. Why not take up new hobbies, spend time with the family, travel and enjoy complete freedom and independence? (41 слово)

Заключение подводит итог всему сказанному. Мысль, изложенная во вступлении, перекликается с заключением, однако важно не повторять ее теми же самыми словами. Старайтесь перефразировать.
All in all, life can be fascinating regardless of age. If you are set on being happy, don't wait for a particular period. Just look around, find appealing things, do what you like and like what you do — then you will be truly happy. (44 слова)

Подводные камни

В процессе работы вас будут подстерегать разные ловушки. Вот некоторые из них.

Дополнительные мысли

Допустим, в первом абзаце вы начали писать, в соответствии с планом, про то, что у ребенка мало обязанностей, что ему можно бегать и играть, получать удовольствие от жизни хоть каждую минуту. И вдруг вы осознали, что это не совсем так. Ведь не всегда же ребенок делает то, что хочет — родители запрещают, заставляют. И обязанности тоже есть — садик, начальная школа. Если вы поддадитесь искушению и начнете писать про отрицательные стороны детства, отсутствующие в плане, то к концу третьего или четвертого абзаца обнаружите, что почти достигли словарного лимита, а тему до конца еще не осветили. Поэтому, когда в процессе написания работы вам вдруг приходит еще одна, не включенная в план мысль, не спешите ее излагать. Посмотрите сначала, не нарушит ли она запланированную структуру.

Внезапная перемена мнения

Корень этой ошибки в том же самом отступлении от плана. Например, написали первые два абзаца, как планировалось, а в третьем задумались: «Рост независимости, начало самостоятельной жизни — так вот же он, самый счастливый возраст! Надо будет написать не такое заключение, как намечено в плане, а другое». Беда в том, что одним заключением тут не отделаешься. Если согласно плану вы написали в первых двух абзацах сплошные плюсы, то ваш вывод, что самый счастливый возраст — young adult, будет нелогичным. Чтобы он стал логичным, нужно менять и первый, и второй, и все остальные абзацы. Поэтому если вы уже все четко спланировали, не нужно метаться из стороны в сторону.

Осознание того, что план не очень хороший

Если вы начали писать и вам стало понятно, что план можно было составить получше, то все зависит от того, в какой момент вы это поняли. Когда половина работы уже написана, кардинальных изменений лучше не делать — можно просто не успеть. Если же осознание пришло в самом начале, то стоит попытаться изменить или улучшить план перед тем, как воплощать его в жизнь.

Итоги

Статья на «Высшей пробе» требует владения форматом article, а также умения быстро анализировать и обобщать информацию на картинках.

© Екатерина Яковлева, 2016–2018