Олимпиада «Высшая проба» — письменная часть (2017)

Статья опирается на задания заключительного тура «Высшей пробы» 2017 года и не дает гарантии, что информация останется актуальной в последующие годы, поскольку формат олимпиады может измениться.

Общие сведения

В финале олимпиады «Высшая проба» 2017 года предлагались следующие задания:

  • 7 класс: иллюстрированный рассказ;
  • 8–9 классы: иллюстрированная статья;
  • 10–11 классы: иллюстрированная статья и краткое изложение прослушанного аудио-текста.

Иллюстрации для работы вы выбираете сами из 12 предложенных картинок. В седьмом классе необходимо использовать 4 иллюстрации, а во всех остальных — 6.

В 7, 8 и 9 классах за безупречную письменную часть дают 60 баллов. В 10–11 классах — 75 баллов. Поскольку максимальный балл — 100, можно без преувеличения сказать, что умение хорошо писать жизненно необходимо на «Высшей пробе».

7 класс

Написать рассказ (story) на одну из трех предложенных тем, выбрав 4 фотографии в качестве иллюстраций. Объем работы: 180–300 слов.

8–9 классы

Написать статью (article) на одну из трех предложенных тем, выбрав 6 фотографий в качестве иллюстраций. Объем работы: 220–360 слов.

10–11 классы

Написать краткое изложение прослушанного аудио-текста.

Написать статью (article) на одну из трех предложенных тем, выбрав 6 фотографий в качестве иллюстраций. Объем работы: 220–360 слов

В этой статье мы подробно разберем, как писать рассказ (story). Если вас больше интересует формат article на «Высшей пробе», то образец написания такой работы можно найти здесь: Олимпиада «Высшая проба» — письменная часть (2016) (в статье по ссылке разбирается задание в формате олимпиады 2016 года, но изложенная там информация актуальна и в 2017 году).

Формат short story на «Высшей пробе»

You decided to take part in a storytelling competition. Using the pictures given below write a story on one of the following themes:

  1. Technology in our life
  2. Hobbies
  3. Wonders of nature

You need to use 4 pictures for your story (you can choose any 4 pictures from the table below).

Don't forget to:

  • choose the topic of the story and write a headline;
  • write an introduction (you do not need a picture for an introduction);
  • choose 4 pictures to illustrate your story: put them in the right order and comment in not more than 2–4 sentences;
  • write a conclusion (you do not need a picture for a conclusion).

Total: 180–300 words.

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

Рассматриваем картинки и выбираем тему

С чего начать? Ответ на этот вопрос зависит от ваших предпочтений, а также просто от того, что первым оформится в голове. Если сходу ничего не оформляется, можно внимательно проанализировать и сопоставить предложенные темы и картинки — это даст необходимые идеи

Как правило, одну и ту же картинку можно привязать к разным темам. Например, картинка C относится и к теме Hobbies (carving, cooking), и к теме wonders of nature. Картинка A может интерпретироваться и как некие новые технологии, доступные в будущем, и как снимок экрана какой-нибудь игры — тема Hobbies. Аналогично можно распределить по темам и остальные иллюстрации.

Если никак не удается найти четыре картинки, подходящие под одну и ту же тему, ничего страшного в этом нет. На выручку может прийти сюжет. Например, есть картинка I, не имеющая ничего общего с темой technology. Придумываем историю, в ходе которой мы, пользуясь новыми технологиями, заказываем еду на дом. Или бронируем номер в отеле на берегу океана, а там нам подают экзотический ужин. Или находим друга на другом конце земного шара с помощью интернета, приезжаем к нему, а он нас угощает вот таким блюдом.

Возможности вплетения картинок в сюжет почти безграничны. Однако притягивать иллюстрации за уши не стоит. Чем более очевидна связь картинки и текста, тем лучше.

Я выбираю для своего рассказа тему "hobbies", поскольку мне кажется, что именно она наилучшим образом подойдет для моего сюжета: истории о дружбе двух людей. В каждом из четырех абзацев я буду описывать одно из их хобби: лепка снеговиков, когда они были маленькими, железная дорога и кормление игуаны — когда немного подросли, катание на лыжах — как пример того, чем они любили заниматься.

Пишем основную часть рассказа

(picture J) I've known Luke since early childhood. The first hobby we shared was pretty safe: we made snowmen in the back yard. He was stronger and rolled bigger snowballs, but I always had a carrot, which levelled the score.

Чтобы рассказ читался интересно, необходимы маленькие детали, делающие его живым. Например, в приведенном выше абзаце такую роль играет морковка, а в абзаце ниже — упоминание о том, что Люк стал инженером. Такие детали, которые никак не сказываются на самом сюжете, заставляют читателя представить картину более полно и превращают простое перечисление фактов в рассказ.

(picture B) I also had a cool toy railroad with a magnificent bridge and a set of toy trains, which at that time seemed almost real. We spent hours playing with it, and maybe it was that train set that led to Luke becoming an engineer when he grew up.
Сравним абзац без деталей и абзац с деталями.
(picture F) We were neighbours, and there was another hobby we had: looking after Luke's iguana. The iguana was his parents' present, and we fed her every day.
(picture F) We were neighbours, but might as well be called brothers, because we shared everything. When Luke's parents bought him an iguana, we went to the local market in turns to buy her some fresh lettuce, which she adored.

В обоих абзацах мы излагаем одни и те же вещи: мальчишки кормили игуану, подаренную родителями. Однако в первом случае идет сухое изложение, а во втором — живое. Это достигается за счет упоминания, что кормили игуану свежим салатом, что она его очень любила, что за ним приходилось ходить на местный рынок, что они делали это вместе, потому что привыкли всем делиться.

Детали создают настроение и чрезвычайно важны для формата short story. Однако злоупотреблять ими тоже не следует. Если деталей будет слишком много, то вы рискуете выйти за пределы словарного лимита, а также утомить читателя и превратить интересное повествование в нудное. В общем, не стоит подробно описывать все подряд. Вместо этого следует выбирать только самое яркое и привлекающее внимание.

По возможности, в процессе написания стараемся блеснуть словарным запасом. Идеально, если словарный запас будет по той теме, которую мы выбрали. В данном случае — хобби.

(picture K) We did lots of things together: biking, playing computer games, swimming, skiing, to mention just a few. I keep some photos in my album which remind me of those happy days when we were free to do whatever we wanted. It was then that we promised each other that every year we would spend a holiday together, no matter what. And we kept this promise.

Перечислив то, чем занимались герои рассказа, мы демонстрируем соответствующую теме лексику. Как и в случае с деталями, переусердствовать не нужно. Даже если вы знаете три десятка названий разных хобби, это еще не причина писать их все до одного. Выбирайте самые, на ваш взгляд, продвинутые.

Вступление и заключение

Итак, мы составили четыре абзаца, которые привязаны к картинкам. Но это еще не все. Во-первых, по заданию нам требуется вступление и заключение. Во-вторых, сам рассказ не приобрел еще завершенности. В данный момент он последовательно описывает чьи-то воспоминания. Сложно представить, что это может вызвать интерес читателя. Для привлечения внимания необходимо сделать сюжет поживее. Воспользуемся вступлением, чтобы это осуществить.
"Come on, Jake, hold it!" he cried. I stretched my arm as far as I could, but the rope escaped me. I didn't dare look down, where the abyss was patiently waiting for my arrival. Mountaineering, this latest hobby of ours, had all the chances of being my last.

Этим вступлением мы убиваем двух зайцев: вызываем интерес читателя (который теперь хочет узнать, упадет герой или удержится) и упоминаем тему рассказа (хобби).

Осталось заключение. В нем мы должны рассказать читателю, терпеливо осилившему предыдущие четыре абзаца, чем кончилось дело.

In a frantic, desperate move I grasped the end of the rope, and soon I was back to the top of the rock from where I had slipped. "You know what, Luke" I said, trying to catch my breath, "I'm kind of tired of climbing. Why don't we make a nice snowman instead?"

Как и в основной части, помним о деталях и описаниях. "In a frantic, desperate move I grasped the end of the rope" — более живописно, чем "I finally caught the rope". Прямая речь также может служить для создания большей выразительности. Сравните:

So, I suggested making snowmen instead of climbing.
"You know what, Luke" I said, trying to catch my breath, "I'm kind of tired of climbing. Why don't we make a nice snowman instead?"

Весь текст готов. Придумываем название, и наша работа в формате short story завершена.

Hobbies differ

"Come on, Jake, hold it!" he cried. I stretched my arm as far as I could, but the rope escaped me. I didn't dare look down, where the abyss was patiently waiting for my arrival. Mountaineering, this latest hobby of ours, had all the chances of being my last.

I've known Luke since early childhood. The first hobby we shared was pretty safe: we made snowmen in the back yard. He was stronger and rolled bigger snowballs, but I always had a carrot, which levelled the score.

I also had a cool toy railroad with a magnificent bridge and a set of toy trains, which at that time seemed almost real. We spent hours playing with it, and maybe it was that train set that led to Luke becoming an engineer when he grew up.

We were neighbours, but might as well be called brothers, because we shared everything. When Luke's parents bought him an iguana, we went to the local market in turns to buy her some fresh lettuce, which she adored.

We did lots of things together: biking, playing computer games, swimming, skiing, to mention just a few. I keep some photos in my album which remind me of those happy days when we were free to do whatever we wanted. It was then that we promised each other that every year we would spend a holiday together, no matter what. And we kept this promise.

In a frantic, desperate move I grasped the end of the rope, and soon I was back to the top of the rock from where I had slipped. "You know what, Luke" I said, trying to catch my breath, "I'm kind of tired of climbing. Why don't we make a nice snowman instead?"

Критерии оценивания

Критерии, как и сами задания, могут меняться. Приведенная в этой статье информация актуальна для олимпиады, проводившейся в 2017 году.

История оценивается по трем основным критериям: структура изложения (2 балла), коммуникативная задача (11 баллов) и языковое оформление (10 баллов). Также можно получить 2 дополнительных балла за нестандартный, творческий подход к выполнению задачи. Таким образом, максимальный тестовый балл за short story — 25. Тестовые баллы переводят в итоговые, в соответствии со специальной таблицей. 25 тестовых баллов — это 60 итоговых.

Структура изложения

2 балла — смысловая последовательность текста не нарушена, текст истории построен логично;

1 балл — присутствуют отдельные логически ошибки, затрудняющие понимание текста;

0 баллов — смысловая последовательность текста нарушена.

Коммуникативная задача

Заголовок — максимум 1 балл:

1 балл — история имеет заголовок;

0 баллов — история не имеет заголовка.

Введение — максимум 2 балла:

2 балла — история имеет четкое вступление, которое вызывает интерес. Текст вступления написан ярко и лаконично;

1 балл — история имеет не вполне четкое вступление;

0 баллов — история не имеет вступления.

Основное содержание статьи — максимум 6 баллов:

6 баллов — выбранные изображения и комментарии к ним представляют единое целое, текст написан живо и ярко;

4 балла — выбранные изображения и комментарии к ним представляют единое целое, но 1 комментарий обрывочен и/или выбивается из общего повествования;

2 балла — выбранные изображения и комментарии к ним в общем представляют единое целое, но 2 комментария обрывочны и/или выбиваются из общего повествования;

0 баллов— комментарии к 4-м и более изображениям обрывочны и/или выбиваются из общего повествования.

Заключение — максимум 2 балла:

2 балла — заключительный абзац логичен и выполняет прагматическую функцию;

1 балл — заключительный абзац не логичен и/или не связан с содержанием истории;

0 баллов — заключительный абзац отсутствует.

Языковое оформление

Лексическое оформление текста — максимум 3 балла:

3 балла— используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики; правила сочетаемости не нарушены;

2 балла — используемый словарный запас в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов (1–2 неточности);

1 балл — использован ограниченный словарный запас и/или часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста (3–4 неточности);

0 баллов — крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу.

Грамматическое оформление текста — максимум 3 балла:

3 балла — используемые грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче; практически отсутствуют ошибки;

2 балла — имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста (не более 2);

1 балл — многочисленные ошибки элементарного уровня или ошибки немногочисленны, но затрудняют восприятие текста (3–4 ошибки по разным грамматическим темам);

0 баллов — грамматические правила не соблюдаются, многочисленные грамматические ошибки затрудняют понимание текста.

Пунктуация и орфография — максимум 2 балла:

2 балла — правила пунктуации и орфографии соблюдены, допущено не более 2 негрубых ошибок;

1 балл — правила пунктуации и орфографии соблюдены, допущено не более 3 негрубых ошибок;

0 баллов — правила пунктуации и орфографии многократно нарушены.

Стилевое оформление текста — максимум 2 балла:

2 балла — стиль текста соответствует указанной целевой аудитории и указанному жанру;

1 балл — стиль текста в целом соответствует указанной целевой аудитории и указанному жанру;

0 баллов — стиль текста не соответствует указанной целевой аудитории и указанному жанру.

Итоги

Выполнение письменного задания на «Высшей пробе» в 7 классе требует владения форматом short story, а также умения быстро анализировать информацию на картинках и вплетать ее в связный сюжет.

© Екатерина Яковлева, 2016–2018