Key Word Transformations — одно из типичных олимпиадных заданий, из года в год встречающееся то там, то тут. Если вы впервые видите это явление, то советуем сначала ознакомиться с более общей статьей о трансформациях, а уже потом читать эту :)
В этой статье мы разберём, какие именно трансформации чаще всего встречаются на олимпиадах: грамматические, лексические или какие-нибудь еще. Для разбора возьмем задания из нескольких олимпиад:
Примечание: трансформации встречаются и на других олимпиадах тоже. Это очень распространенный тип задания.
Во всех олимпиадах формулировка задания примерно одинакова: перефразировать предложение, используя данное вам слово. При этом слово менять нельзя, а смысл перефразированного предложения должен быть максимально близок к исходному. В некоторых случаях также указывают, сколько слов должно быть в правильном ответе (это делается как для дополнительной подсказки, так и для ограничения свободы перефразирования, чтобы было меньше проблем с последующими требованиями расширить ключи).
Начнем с РГГУ. Попробуйте сделать задание ниже и проверьте себя по ключам (нажмите на панель Key под рамкой с заданием, чтобы их увидеть). Затем почитайте разбор.
1 I’d prefer you not to turn on the TV when I’m reading.
RATHER
I’d _ _ _ _ _ turn on the TV when I’m reading. (4 words)
2 We paid someone to fix the roof for us last summer.
HAD
Last summer, we _ _ _ _ _. (4 words)
3 "You played your music too loud last night," Jan said to Ben angrily.
ACCUSED
Jan _ _ _ _ _ his music too loud the previous night. (4 words)
4 I know it's dangerous, but I love hang gliding.
MAY
Dangerous _ _ _ _ _, I love hang gliding. (4 words)
5 Please do those photocopies whenever you have the time.
HAPPEN
Please do those photocopies if _ _ _ _ _ the time. (4 words)
6 "Ivan took the money, not his brother Dylan," Susan said.
IT
According to Susan, _ _ _ _ _ took the money, not Dylan. (4words)
7 The shop was closed for a week while they decorated it.
DONE
While it _ _ _ _ _, the shop was closed for a week. (4 words)
8 None of the phones were left when we got to the shop.
TIME
_ _ _ _ _ the shop, all the phones had been sold.
9 I didn't know it was Carl until he took off his hat.
WHEN
Only _ _ _ _ _ his hat did I recognise Carl. (4 words)
10 Perhaps John heard the story from Pippa.
HAVE
Pippa might _ _ _ _ _ story. (4 words)
Как известно, трансформации можно условно поделить на две большие группы: грамматические и лексические. Грамматические, в целом, попроще, потому что количество грамматических структур, поддающихся перефразированию, довольно ограничено: если их основательно проработать, то не страшна никакая грамматическая трансформация. С лексическими дела обстоят похуже: их круг очертить очень сложно — он настолько большой, что можно считать, что он в принципе отсутствует. Посмотрим, какие трансформации доминируют в нашем первом предложении.
Подавляющее большинство трансформаций, как мы видим, — грамматические трансформации. Что это означает на практике? Это означает, что для их успешного решения нужно знать около десяти определенных грамматических тем.
Теперь посмотрим, отличается ли от РГГУ состав трансформаций на региональном этапе.
1 The poor harvest led to many families leaving the island for good.
REASON
The poor harvest was _ _ _ _ _ leaving the island for good. (5 words)
2 They would never make a decision so quickly again.
MINDS
Never again would they _ _ _ _ _ so quickly. (4 words)
3 Jeremy usually plays football on Saturdays.
HABIT
Jeremy is _ _ _ _ _ football on Saturdays. (5 words)
4 Bryan could not explain how the stolen computer got into his car.
LOSS
Bryan _ _ _ _ _ to explain how the stolen computer got into his car. (4 words)
5 This film stands a very good chance of winning an award.
HIGHLY
It is _ _ _ _ _ will win an award. (4 words)
6 Davina cannot even make tea and so she certainly could not bake a cake.
ALONE
Davina cannot even make tea _ _ _ _ _ a cake. (3 words)
7 Mary only complained because of the slowness of the service.
NEVER
Had the service not been slow Mary _ _ _ _ _. (4 words)
8 The price of this toy has risen over the past two months.
NOW
This toy _ _ _ _ _ it did two months ago. (4 words)
9 Cathy did not imagine for one moment that her best friend was lying to her.
DID
Not for one moment _ _ _ _ _ her best friend was lying to her. (3 words)
10 Paul was not able to leave the house all day because of the terrible weather.
IMPOSSIBLE
The terrible weather _ _ _ _ _ Paul to leave the house all day. (4 words)
Получается, что большинство трансформаций — лексические. Это делает задание более трудным, чем РГГУ. Грамматические трансформации относятся к теме "инверсия" (эта тема часто вызывает проблемы у школьников, потому что в школах ей уделяется существенно меньше внимания, чем на олимпиадах).
Значит ли это, что на олимпиадах более высокого уровня попадаются лексические трансформации, а на тех, чей уровень ниже — грамматические? Посмотрим на олимпиаду КФУ и решим, верным ли будет такой вывод.
КФУ в 2019/20 и РГГУ в 2020/21 были олимпиадами второго уровня.
1 They laughed very loudly when they saw a performer.
ROAR
They _ _ _ _ _ laughter when they saw a performer.
2 The field workers ran into a barn to get out of the rain.
SHELTER
The field workers _ _ _ _ _ the rain in the barn.
3 Siberian tigers are found only in Russian Far East and Northeast China, and possibly North Korea. PECULIAR
Siberian tigers are _ _ _ _ _ Russian Far East and Northeast China, and possibly North Korea.
4 This vase is worth 20, 000 dollars.
VALUED
This vase is _ _ _ _ _ 20, 000 dollars.
5 I am happy to confirm that he is a man of integrity.
VOUCH
I can _ _ _ _ _ him.
Все пять трансформаций — лексические и посвящены глаголам и прилагательным с фиксированными предлогами. Таким образом, нельзя сказать, что состав трансформаций зависит от уровня олимпиады.
Итак, какие же выводы мы можем сделать из проведенного анализа? На олимпиадах есть шанс встретиться как с грамматическими, так и с лексическими трансформациями, поэтому в процессе подготовки нужно работать и с теми, и с другими.
Искать трансформации для работы можно в учебниках для подготовки к международным экзаменам: FCE — отличный источник грамматических трансформаций, а CAE / CPE — лексических.
В Олимпиадном марафоне трансформации присутствуют регулярно в каждом блоке. Особое внимание уделяется идиомам и фразовым глаголам. В отдельных блоках также есть подборки грамматических трансформаций (с учетом того, что чаще всего попадалось в заданиях прошлых лет).
© Екатерина Яковлева, 2016–2024