Как готовиться к олимпиадам по английскому языку?

Довольно часто под олимпиадной подготовкой подразумевается прорешивание прошлогодних олимпиадных заданий или авторских заданий, похожих на прошлогодние. Это, разумеется, не очень верное представление. И чтобы понять, почему такое представление неверное, нужно понимать, из чего складываются олимпиадные варианты.

Есть три принципиально разные составляющие:

  • LANGUAGE (задания, проверяющие непосредственно язык)
    • Язык состоит из лексики и грамматики, больше в нем ничего нет. Лексика отвечает за смысл того, что пытается выразить человек, а грамматика — за то, насколько прилично и правильно этот смысл будет выражен.
  • SKILLS (задания, проверяющие навыки)
    • Навыков имеется четыре: чтение, аудирование, говорение и письмо.
  • COUNTRY STUDIES (задания, проверяющие знание культуры англоязычных стран)
    • Страноведение — это, по сути, набор различных фактов об истории, географии и культуре (в том числе, бытовой).

Проверять и язык, и навыки, и страноведение можно в разных форматах, откуда и получается олимпиадное разнообразие. Например, если мы посмотрим на Плехановскую олимпиаду 2021 года, то увидим, что там проверяется следующее:

  • аудирование (формат — multiple choice)
  • чтение (формат — multiple choice)
  • чтение (формат — matching)
  • язык (грамматика, формат — word bank)
  • язык (лексика: фразовые глаголы, формат — word bank)
  • язык (лексика + грамматика, формат — transformations)
  • язык (лексика: идиомы, формат — word bank)
  • язык (лексика + грамматика, формат — open cloze)
  • страноведение (формат — multiple choice)

Если мы возьмем Плехановскую олимпиаду 2020 года, то увидим, что компоненты там проверяются те же, что и раньше, но в несколько другом соотношении, а форматы кое-где заменены на другие:

  • аудирование (формат — multiple choice + matching)
  • чтение (формат — multiple choice)
  • чтение (формат — restoring order)
  • чтение (формат — matching)
  • язык (грамматика, формат — word bank)
  • язык (лексика: фразовые глаголы, формат — word bank)
  • язык (лексика: идиомы, формат — true / false)
  • язык (лексика: фразовые глаголы + идиомы, формат — matching)
  • язык (лексика, формат — word bank)
  • язык (лексика + грамматика, формат — jumbled phrases)
  • страноведение (формат — multiple choice)

Когда за основу подготовки берется прорешивание прошлогодних заданий, то это более-менее неплохо охватывает навыки, но совсем никак не охватывает язык и страноведение. Дело в том, что навыки формируются по мере того, как вы ими занимаетесь. Когда вы делаете чтение или аудирование, неважно откуда — из олимпиад, экзаменов или учебников, — у вас в любом случае прокачиваются навыки чтения и аудирования, и к самой олимпиаде вы приходите уже в готовности. А с языком и страноведением все обстоит иначе. Ни язык, ни страноведение не являются навыками, они — набор знаний. В олимпиадных вариантах вам встречаются отдельные элементы из этого набора, разрозненные крупицы. Вероятность, что те же самые крупицы встретятся в предстоящей олимпиаде, очень небольшая. Проверить это заявление очень просто: возьмите пять прошлогодних вариантов одной и той же олимпиады и посмотрите, сколько раз попадаются одинаковые страноведческие темы или одинаковые идиомы (спойлер: нисколько). Таким образом, решение прошлогодних вариантов — это хороший способ познакомиться с олимпиадой, но не подготовиться к ней.

Организовывать программу подготовки нужно с учетом вышеперечисленных олимпиадных особенностей, т.е. заниматься и скиллами, и накоплением набора знаний. Это можно делать и самостоятельно, и в Олимпиадном марафоне Upwego :)

Подробнее о перечисленных составляющих

© Екатерина Яковлева, 2016–2024