В основе олимпиадных заданий по письму лежат стандартные форматы, но очень часто они дополняются чем-нибудь необычным. Вот список часто встречающихся форматов на Всероссийской олимпиаде и перечневых олимпиадах разных уровней:
Письменная копилка: десятки заданий для writing, включая как распространенные, так и не очень распространенные форматы.
У некоторых олимпиад есть свой любимый формат (например, в финале Ведомственной олимпиады регулярно дают report/article, на Плехановской предлагается эссе), а некоторые меняют форматы ежегодно (этим особенно отличается Всероссийская олимпиада, на которой встречались почти все форматы из списка). Бывает и такое, что несколько лет на олимпиаде дают один формат, а потом внезапно меняют на другой (пример — олимпиада «Ломоносов», где несколько лет нужно было писать литературное эссе, а затем это задание заменили написанием интервью). Наконец, встречаются нетривиальные форматы, которые сложно предугадать (РАНХиГС, в частности, предложил в одном из заданий написать бизнес-план).
При всем разнообразии, некоторые форматы встречаются чаще (например, эссе, рассказ, статья), а некоторые реже (например, описание, письмо или интервью). Однако это не значит, что можно игнорировать менее часто представленные форматы. Если за последние пять лет новостная статья ни разу не встречалась на Всероссийской олимпиаде, она может встретиться на шестой год. Никаких гарантий относительно форматов не существует, поэтому они все важны приблизительно в одной и той же степени.
Изучение особенностей каждого формата — это только первый элемент, и олимпиадная подготовка на нём не заканчивается. Дело в том, что на олимпиадах классические варианты часто дополняются чем-нибудь хитрым и неожиданным. Например, вам могут предложить написать иллюстрированную статью, тему для которой вы придумаете сами, глядя на данные вам картинки. Эссе по стихотворению или цитате, рассказ с определенным лексическим наполнением, замечания по сочинению от лица учителя — всё это вариации в рамках стандартных форматов, причём регулярно меняющиеся. Учиться быть к ним готовым — второй элемент подготовки. Немножко подробнее об этом элементе можно почитать в статье «Балет и английский».
Писать эссе дома в обнимку с котом значительно проще, чем в аудитории, где над вами нависает наблюдатель с секундомером в руках. Поэтому третий элемент подготовки — тренироваться писать быстро, укладываясь в отведённое время.
Все вышеперечисленное относится непосредственно к технике написания текстов. Помимо неё требуется словарный запас приличного размера и знание грамматики, так что дополнительный элемент подготовки — чтение, аудирование, просмотр видео и сериалов на английском языке.
Работать над письмом нужно регулярно. Какой бы талантливый писатель в вас ни скрывался, без постоянной практики вы неизбежно будете писать хуже, чем при её наличии. Регулярно — это значит, что раз в неделю, независимо от желания, настроения, политической обстановки, погодных и прочих факторов, вы стабильно пишете одну полноценную работу.
Итак, чтобы легко и комфортно создавать письменные шедевры на олимпиадах, необходимо:
Олимпиадное ассорти — курс подготовки к разделу writing на олимпиадах — подходит тем, кто еще не участвовал в олимпиадах, или участвовал, но не прошел дальше муниципального этапа ВОШ и отборочных этапов других олимпиад. В курс входит 12 письменных заданий.
Олимпиадное ассорти + — усложненный курс подготовки к разделу writing на олимпиадах — особенно хорошо подходит тем, кто участвовал в олимпиадах и добился ощутимы результатов. Например, участие в заключительном этапе ВОШ или финалах других олимпиад. В курс входит 12 заданий повышенной сложности.
Олимпиадное эссе — этот курс рекомендуется тем, кто владеет базовыми навыками написания эссе и хочет совершенствоваться. В курс входит 9 уроков (23 задания, из которых 14 — написание эссе).
Олимпиадная статья — этот курс рекомендуется тем, кто готовится участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, поскольку именно там статьи встречаются чаще всего. Кроме этого, данный формат попадается в финалах перечневых олимпиад. В курс входит 9 уроков (23 задания, из которых 14 — написание статей).
Олимпиадный доклад — этот курс рекомендуется олимпиадникам, планирующим участвовать в любых олимпиадах. Формат Report одинаково популярен на перечневых олимпиадах и ВОШ. Как правило, этому формату уделяют мало внимания в школах, поэтому для многих он прдставляет трудности. Курс помогает как следует разобраться в особенностях формата и потренироваться писать reports.
Олимпиадный рассказ — этот курс подходит любому олимпиаднику, поскольку формат story встречается повсеместно. Также этот курс подойдет тем, кто хочет хорошо провести время за творческими заданиями. Из всех письменных курсов Upwego этот курс — наиболее креативный.
Если вы готовитесь самостоятельно и не участвуете ни в онлайн-занятиях Upwego, ни в Марафоне, то выберите день, в который вы будете выполнять письменное задание, и заранее составьте план райтингов, который будет включать в себя распространенные форматы (essay, article, report, story, review), менее распространенные форматы (dialogue, advertisement, news report, fairy tale, comment, online message, description, letter) и что-нибудь экзотическое вроде acrostic. Если не составить план заранее, есть риск зависнуть на этапе выбора задания или уделить слишком много внимания одному-двум форматам, забыв при этом про другие. Также нужно помнить о том, что для олимпиадной тренировки вам понадобятся не просто классические задания, а задания с наворотами. Например, классический формат article может оказаться дополненным требованием написать статью по картинкам, использовать в статье определенные цитаты, употребить в статье определенные слова и так далее.
Writing — это навык, а значит единственный способ им хорошо овладеть — регулярная практика. Поэтому в каждой неделе Олимпиадного марафона предлагается одно письменное задание. На первый взгляд, это не очень много, но напомним, что марафон идет несколько месяцев (с начала сентября по конец марта), а на длинных дистанциях нельзя rush forward, нужно бежать потихоньку, чтобы не выбиться из дыхания и не сойти с дистанции. Предлагаемые форматы включают в себя как наиболее распространенные (essay, article, story, report, review), так и редкие. Кроме того, иногда мы предлагаем форматы, которые нигде ранее замечены не были — для тренировки важного умения «будь готов к неожиданностям».
Выполнив задание, участник публикует его в общей дискуссии, и после этого получает доступ к работам других участников. Иметь возможность почитать, что там написали другие, полезна сразу с двух сторон: из хороших работ можно взять на заметку какие-нибудь приемы, а в плохих — увидеть моменты, которых стоит избегать (как известно, на чужих ошибках учиться немножко приятнее, чем на своих).
Каждую неделю две работы попадают в подробную проверку, которая публикуется все в той же дискуссии и доступна для прочтения всем желающим. Соответственно, даже если работа участника не попала в разбор, он может почитать разборы других работ и сделать для себя выводы.
Поскольку формирование навыков письма — дело непростое, помимо Марафона проводятся онлайн занятия в мини-группах, на которых участники могут в режиме реального времени выполнять задания и получать feedback. Мы подробно рассказали об этих занятиях в видео-интервью с Кариной Бикмаметовой, участницей Upwego 2019/20, 2020/21 и 2022/23. Карина — двукратный победитель Всероссийской олимпиады школьников, победитель олимпиад "Высшая проба" и РАНХиГС, а также призер олимпиады СПбГУ — олимпиаднику такого уровня есть о чем рассказать :)
Если вы хотите записаться на занятия или задать вопросы, напишите нам ВКонтакте — там вам ответят быстрее всего.
Также можно позвонить или написать на почту:
Телефон: +7 916 362 10 45
Почта:
© Екатерина Яковлева, 2016–2024