Страноведение — самый противоречивый раздел: у каждого олимпиадника своя позиция, варьирующаяся от «костьми лягу, но выучу все даты жизни жен Генриха» до «у меня CPE Grade A, я как-нибудь обойдусь без CS». Однозначно правильной позиции, пожалуй, нет, так как очень многое зависит, действительно, и от уровня языковой подготовки, и от того, в каких олимпиадах планируется участие, и от того, насколько хорошо или плохо идет изучение страноведения. Поэтому вместо раздачи советов мы немного поделимся историей развития страноведческой составляющей Олимпиадного марафона Upwego :)
Самый первый Олимпиадный марафон (2017/18) был очень сильно ориентирован на страноведение. В тот момент мне, только начавшей разбираться в олимпиадах, казалось, что именно в нем лежит ключ к успеху: ведь хороший уровень языка много у кого есть, а значит в страноведении прячутся именно те баллы, которые понадобятся для призерства или победы. В целом, мысль верная — баллы могут запросто прятаться в страноведении, но страноведение ни в коем случае нельзя ставить во главу угла. Страноведение — это лишь 5-10% от общей суммы баллов, и даже если вы его активно ботаете, нет никакой гарантии, что попадется именно заботанное (составители олимпиад не ограничиваются общими глобальными темами и фактами). А время, ушедшее на страноведение, можно было бы, меж тем, потратить на гораздо более значимые вещи.
Во втором Олимпиадном марафоне (2018/19) я учла ошибки первого и сократила долю страноведения в два раза. Кроме того, появилась мысль о сочетании полезного с полезным: составлять задания по чтению и аудированию на основе страноведческих текстов и видео, чтобы время на изучение страноведения не шло впустую, а использовалось для прокачки навыков и языка. Такие чтения и аудирования присутствуют в марафоне и сейчас — одно-два в неделю.
В третьем марафоне (2019/20) произошло еще одно качественное изменение: началось создание энциклопедии — сайта, наполненного страноведческой информацией и упражнениями. Участники марафона получают ссылки на статьи для обязательного изучения, но при этом никто не мешает свободно гулять по сайту и учить все, что нравится, если вдруг обязательных заданий не хватило. Хочу сказать, что аналогов страноведческой энциклопедии я пока нигде не встречала :)
Организация страноведения в третьем марафоне плавно перешла в четвертый (2020/21) и полностью отражает позицию Upwego: изучать страноведение нужно обязательно, но делать это лучше в умеренных масштабах, чтобы не жертвовать более насущными вещами. Если же с насущными вещами у вас уже полный порядок, или если вы безумно любите культуру стран изучаемого языка, то к вашим услугам энциклопедические бездны.
Результаты участников четвертого и пятого (2021/22) марафона показали, что стратегия работает отлично: все участники, проработавшие олимпиадную программу Upwego взяли как минимум один диплом (а в среднем намного больше одного диплома). Поэтому в шестом марафоне (2022/23) мы будем придерживаться той же самой стратегии :)