В этой статье мы подробно разберём, что такое перефразирование, из чего оно состоит и как к нему готовиться. Если вам нужна не теория, а практика, перейдите на страницу Key Word Transformations — упражнения.
Задание на перефразирование выглядит примерно так:
I regret ever telling her about my plans.
WISH
I ____________________ her about my plans.
Как мы видим, в задании есть три элемента:
Наша задача — дописать предложение с пропуском таким образом, чтобы оно не отличалось от первого по смыслу, и чтобы в нём присутствовало данное нам слово (именно оно называется key word).
Для приведенного примера ответ может быть таким: wish I had not told. Мы использовали в ответе данное нам слово WISH и получили предложение, аналогичное исходному по смыслу: I regret ever telling her about my plans. = I wish I had not told her about my plans.
В задании всегда обозначено, сколько слов нужно дописать. Например, на FCE это, как правило, 2–5 слов, на CPE — 3–8, на региональном этапе ВОШ в 2017 году указывалось точное количество слов в каждом отдельном предложении. Обязательно внимательно читайте задание! Если слов нужно 2–5, а вы напишете 6, то балл снимут, даже если перефразированное предложение будет правильным.
Key word менять нельзя. Например, если написано WISH, нельзя переделывать его на WISHES или WISHED. Если дано NO, нельзя вместо него использовать NOT.
Проверяйте, нет ли в вашем ответе лишних слов. Например, в приведенном примере слово her уже присутствует в предложении с пропуском. Если вы укажете в качестве ответа фразу wish I had not told her вместо wish I had not told, вы потеряете балл.
Все трансформации можно условно разделить на два типа: грамматические и лексические. В задания обычно включают и те, и другие. Однако грамматические трансформации проще лексических, поэтому чем выше уровень экзамена или олимпиады, тем больше встречается лексических трансформаций и тем меньше грамматических.
Сложность лексических трансформаций объясняется их разнообразием. Они не поддаются классификации, и единственный надежный путь их освоить — расширять словарный запас всеми доступными способами, делая особый акцент на устойчивых словосочетаниях и фразовых глаголах.
Примеры лексических трансформаций:
The manager had the respect of everyone in the office.
UP
Everyone in the office _______________________ the manager.
Ответ: looked up to
You must do exactly what your manager tells you.
CARRY
You must _______________________ instructions exactly.
Ответ: carry out the manager's
He really wanted to impress the interviewers.
DESPERATE
He _______________________ the interviewers a good impression.
Ответ: was desperate to give
I just can't decide where to go on holiday.
MIND
I just can't _______________________ where to go on holiday.
Ответ: make up my mind
Грамматические перефразирования менее разнообразны, и можно очертить круг тем, на базе которых они обычно создаются. Например, часто встречаются такие темы:
Passive and Active Voice
Преобразование из активного залога в пассивный и наоборот.
Claire was not allowed to stay out late when she lived at home with her parents.
LET
Claire's parents _______________________ stay out late when she lived at home.
Ответ: did not let her
Conditionals
В этой категории очень популярны предложения со словами wish и in case.
I wished I'd done more to help.
HAVING
I regretted _______________________ more to help.
Ответ: having not done
Изменение одного времени на другое
Часто проверяется умение использовать грамматику со словами no sooner, first time, last и им подобными.
Sally hasn't contacted us for over six weeks.
HEARD
We _______________________ over six weeks ago.
Ответ: last heard from her
Modals
Модальные глаголы и модальные эквиваленты часто встречаются в трансформациях.
Can you do the shopping tomorrow?
ABLE
Will _______________________ the shopping tomorrow?
Ответ: you be able to do
Linking words
Излюбленные слова в этой категории — despite, in spite of, although, until.
We played tennis despite the cold weather.
EVEN
We played tennis _______________________ cold.
Ответ: even though the weather was
Reported Speech
Как правило, требуется превратить прямую речь в письменную.
'I'm sorry I'm late,' he said.
APOLOGIZED
He _______________________ late.
Ответ: apologized for being
So and Such
It was such a stale cake that nobody wanted to eat it.
SO
The cake _______________________ that nobody wanted to eat it.
Ответ: was so stale
Rather and Prefer
I'd prefer him to be back before 11 o'clock.
RATHER
I _______________________ back before 11 o'clock.
Ответ: 'd rather he was
Comparisons
She needs less sleep than I do.
MORE
I need _______________________ she does.
Ответ: more sleep than
Часто бывает так, что предложение можно перефразировать разными способами. Например:
Claire's parents DID NOT LET HER stay out late when she lived at home.
Вариант did not let her не является единственным. Наряду с ним возможны didn’t let her, refused to let her, wouldn’t let her и некоторые другие. В ключах, по которым проверяются работы, все эти варианты указаны, и если ваш ответ совпадает с одним из них, он считается правильным.
Обычно за каждое перефразированное предложение дают два балла, если оно перефразировано абсолютно правильно, и один балл, если оно перефразировано правильно наполовину. В примере выше можно заработать два балла, написав did not let her, и один балл, написав, например, will not let her (will not будет считаться неправильным, а let her — правильным). Конечно, возможность получить 0 баллов, написав неправильно обе части, тоже всегда есть.
© Екатерина Яковлева, 2016–2024