Key Word Transformations на олимпиадах
Key Word Transformations — одно из типичных олимпиадных заданий, из года в год встречающееся то там, то тут. Если вы впервые видите это явление, то советуем сначала ознакомиться с более общей статьей о трансформациях, а уже потом читать эту :)
В этой статье мы разберём, какие именно трансформации чаще всего встречаются на олимпиадах: грамматические, лексические или какие-нибудь еще. Для разбора возьмем задания из нескольких олимпиад:
- РГГУ (финал 2020/21)
- региональный этап Всероса (2019/20)
- КФУ (финал 2019/20)
Примечание: трансформации встречаются и на других олимпиадах тоже. Это очень распространенный тип задания.
Во всех олимпиадах формулировка задания примерно одинакова: перефразировать предложение, используя данное вам слово. При этом слово менять нельзя, а смысл перефразированного предложения должен быть максимально близок к исходному. В некоторых случаях также указывают, сколько слов должно быть в правильном ответе (это делается как для дополнительной подсказки, так и для ограничения свободы перефразирования, чтобы было меньше проблем с последующими требованиями расширить ключи).
РГГУ финал 2020/21
Начнем с РГГУ. Попробуйте сделать задание ниже и проверьте себя по ключам (нажмите на панель Key под рамкой с заданием, чтобы их увидеть). Затем почитайте разбор.
1 I’d prefer you not to turn on the TV when I’m reading.
RATHER
I’d _ _ _ _ _ turn on the TV when I’m reading. (4 words)
2 We paid someone to fix the roof for us last summer.
HAD
Last summer, we _ _ _ _ _. (4 words)
3 "You played your music too loud last night," Jan said to Ben angrily.
ACCUSED
Jan _ _ _ _ _ his music too loud the previous night. (4 words)
4 I know it's dangerous, but I love hang gliding.
MAY
Dangerous _ _ _ _ _, I love hang gliding. (4 words)
5 Please do those photocopies whenever you have the time.
HAPPEN
Please do those photocopies if _ _ _ _ _ the time. (4 words)
6 "Ivan took the money, not his brother Dylan," Susan said.
IT
According to Susan, _ _ _ _ _ took the money, not Dylan. (4words)
7 The shop was closed for a week while they decorated it.
DONE
While it _ _ _ _ _, the shop was closed for a week. (4 words)
8 None of the phones were left when we got to the shop.
TIME
_ _ _ _ _ the shop, all the phones had been sold.
9 I didn't know it was Carl until he took off his hat.
WHEN
Only _ _ _ _ _ his hat did I recognise Carl. (4 words)
10 Perhaps John heard the story from Pippa.
HAVE
Pippa might _ _ _ _ _ story. (4 words)
- I’d rather you did not turn on the TV when I’m reading. (4 words)
- Last summer, we had the roof fixed. (4 words)
- Jan accused Ben of playing his music too loud the previous night. (4 words)
- Dangerous though it may be, I love hang gliding. (4 words)
- Please do those photocopies if you happen to have the time. (4 words)
- According to Susan, it was Ivan who took the money, not Dylan. (4words)
- While it was being done up, the shop was closed for a week. (4 words)
- By the time we got to the shop, all the phones had been sold.
- Only when he took off his hat did I recognise Carl. (4 words)
- Pippa might have told John the (4 words)
Как известно, трансформации можно условно поделить на две большие группы: грамматические и лексические. Грамматические, в целом, попроще, потому что количество грамматических структур, поддающихся перефразированию, довольно ограничено: если их основательно проработать, то не страшна никакая грамматическая трансформация. С лексическими дела обстоят похуже: их круг очертить очень сложно — он настолько большой, что можно считать, что он в принципе отсутствует. Посмотрим, какие трансформации доминируют в нашем первом предложении.
- 1 — грамматическая: структура 'I'd rather not' является классическим перефразированием 'I'd prefer'.
- 2 — грамматическая: have something done, пассивная конструкция.
- 3 — лексическая: accuse someobody of something, глагол + предлог, причем предлог зависит не от смысла предложения, а именно приявязан к глаголу accuse, и другой предлог вместо него поставить нельзя.
- 4 — грамматическая: оборот с модальным глаголом may.
- 5 — лексическая: you happen to have, устойчивый оборот речи.
- 6 — грамматическая: emphatic 'it'.
- 7 — грамматическая + лексическая: перефразирование из актива в пассив + фразовый глагол 'do up'.
- 8 — грамматическая + лексическая: перефразирование из одного времени в другое + устойчивое выражение by the time.
- 9 — грамматическая: emphasis с помощью only.
- 10 — грамматическая: модальный глагол + перфектный инфинитив.
Подавляющее большинство трансформаций, как мы видим, — грамматические трансформации. Что это означает на практике? Это означает, что для их успешного решения нужно знать около десяти определенных грамматических тем.
Регион 2019/20
Теперь посмотрим, отличается ли от РГГУ состав трансформаций на региональном этапе.
1 The poor harvest led to many families leaving the island for good.
REASON
The poor harvest was _ _ _ _ _ leaving the island for good. (5 words)
2 They would never make a decision so quickly again.
MINDS
Never again would they _ _ _ _ _ so quickly. (4 words)
3 Jeremy usually plays football on Saturdays.
HABIT
Jeremy is _ _ _ _ _ football on Saturdays. (5 words)
4 Bryan could not explain how the stolen computer got into his car.
LOSS
Bryan _ _ _ _ _ to explain how the stolen computer got into his car. (4 words)
5 This film stands a very good chance of winning an award.
HIGHLY
It is _ _ _ _ _ will win an award. (4 words)
6 Davina cannot even make tea and so she certainly could not bake a cake.
ALONE
Davina cannot even make tea _ _ _ _ _ a cake. (3 words)
7 Mary only complained because of the slowness of the service.
NEVER
Had the service not been slow Mary _ _ _ _ _. (4 words)
8 The price of this toy has risen over the past two months.
NOW
This toy _ _ _ _ _ it did two months ago. (4 words)
9 Cathy did not imagine for one moment that her best friend was lying to her.
DID
Not for one moment _ _ _ _ _ her best friend was lying to her. (3 words)
10 Paul was not able to leave the house all day because of the terrible weather.
IMPOSSIBLE
The terrible weather _ _ _ _ _ Paul to leave the house all day. (4 words)
- The poor harvest was the reason for/ behind many families leaving the island for good. (5 words)
- Never again would they make up their minds so quickly. (4 words)
- Jeremy is in the habit of playing football on Saturdays. (5 words)
- Bryan was at a loss to explain how the stolen computer got into his car. (4 words)
- It is highly likely/ probable/ possible the/this film will win an award. (4 words)
- Davina cannot even make tea let alone bake a cake. (3 words)
- Had the service not been slow Mary would never have complained/never would have complained/ would have never complained. (4 words)
- This toy costs more now than /now costs more than/ costs now more than it did two months ago. (4 words)
- Not for one moment did Cathy imagine her best friend was lying to her. (3 words)
- The terrible weather made it impossible for Paul to leave the house all day. (4 words)
- 1 — лексическая: reason for / behing something — существительное с закрепленным предлогом.
- 2 — лексическая: идиома make up one's mind.
- 3 — лексическая: be in the habit of doing something — устойчивое выражение.
- 4 — лексическая: be at a loss to do, устойчивое выражение.
- 5 — грамматическая: highly + наречие — один из способов выражения likelihood.
- 6 — лексическая: устойчивое выражение let alone.
- 7 — грамматическая: emphasis с использованием инверсии.
- 8 — лексическая: использование синонимов и разных частей речи для перефразирования.
- 9 — грамматическая, emphasis с использованием инверсии.
- 10 — лексическая: make something impossible for someone, устойчивое выражение.
Получается, что большинство трансформаций — лексические. Это делает задание более трудным, чем РГГУ. Грамматические трансформации относятся к теме "инверсия" (эта тема часто вызывает проблемы у школьников, потому что в школах ей уделяется существенно меньше внимания, чем на олимпиадах).
Значит ли это, что на олимпиадах более высокого уровня попадаются лексические трансформации, а на тех, чей уровень ниже — грамматические? Посмотрим на олимпиаду КФУ и решим, верным ли будет такой вывод.
КФУ финал 2019/20
КФУ в 2019/20 и РГГУ в 2020/21 были олимпиадами второго уровня.
1 They laughed very loudly when they saw a performer.
ROAR
They _ _ _ _ _ laughter when they saw a performer.
2 The field workers ran into a barn to get out of the rain.
SHELTER
The field workers _ _ _ _ _ the rain in the barn.
3 Siberian tigers are found only in Russian Far East and Northeast China, and possibly North Korea. PECULIAR
Siberian tigers are _ _ _ _ _ Russian Far East and Northeast China, and possibly North Korea.
4 This vase is worth 20, 000 dollars.
VALUED
This vase is _ _ _ _ _ 20, 000 dollars.
5 I am happy to confirm that he is a man of integrity.
VOUCH
I can _ _ _ _ _ him.
- They roared with laughter when they saw a performer.
- The field workers sheltered from the rain in the barn.
- Siberian tigers are peculiar to Russian Far East and Northeast China, and possibly North Korea.
- This vase is valued at 20, 000 dollars.
- I can vouch for him.
Все пять трансформаций — лексические и посвящены глаголам и прилагательным с фиксированными предлогами. Таким образом, нельзя сказать, что состав трансформаций зависит от уровня олимпиады.
Вывод
Итак, какие же выводы мы можем сделать из проведенного анализа? На олимпиадах есть шанс встретиться как с грамматическими, так и с лексическими трансформациями, поэтому в процессе подготовки нужно работать и с теми, и с другими.
Искать трансформации для работы можно в учебниках для подготовки к международным экзаменам: FCE — отличный источник грамматических трансформаций, а CAE / CPE — лексических.
В Олимпиадном марафоне трансформации присутствуют регулярно в каждом блоке. Особое внимание уделяется идиомам и фразовым глаголам. В отдельных блоках также есть подборки грамматических трансформаций (с учетом того, что чаще всего попадалось в заданиях прошлых лет).