Формат «иллюстрированная статья» присутствовал на заключительном этапе «Высшей пробы» до 2020 года. Элементы этого формата (соответствие текста тому, что изображено на картинках) присутствуют в заданиях многих олимпиад.
В этой статье мы будем опираться на формат задания из финала олимпиады «Высшая проба» 2016. В этом задании участникам предлагалось написать иллюстрированную статью. Иллюстрации для работы участники выбирали сами из 12 предложенных фотографий. Фотографии для всех были одинаковы, а задание отличалось для разных классов:
Чтобы успешно справиться с любым из таких заданий, нужно уметь делать несколько вещей:
Сейчас мы займёмся всеми этими вещами на примере задания в формате статьи на «Высшей пробе 2016».
Imagine that you are a journalist who is writing an illustrated article. Decide what magazine (target audience) do you write for and what topic you’d like to cover.
You need to use 6 pictures for your article (you can choose any 6 pictures from the table below).
Don't forget to:
Total: 220–360 words.
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
Тема — это первое, с чем необходимо определиться. В 10 и 11 классах тему нужно было придумывать самостоятельно. В 7, 8 и 9 — выбирать из предложенных.
Правильно выбранная тема — это когда:
Разумеется, универсально хороших и универсально плохих тем нет, все зависит от наших интересов и лингвистического багажа. Например, даны три темы на выбор:
Начинаем анализировать, какая тема подойдет лучше всего. Сначала смотрим, где у нас больше всего идей. Допустим, по теме номер 1. Собираем свои мысли: семья дает поддержку, в семье учимся строить отношения, семья — неотъемлемая часть общества, семья с нами с самого рождения, на семью можно положиться… Теперь смотрим, можем ли мы транслировать эти мысли на английском языке. Знаем слова «provide support», «integral part», «relationship», «society», «birth», «rely on»? Если большинство слов, нужных для выражения наших мыслей, в нашем словарном запасе отсутствует, то как бы ни были хороши идеи, тему придется выбирать другую. Кстати, собирать мысли и идеи лучше прямо сразу на английском языке, в обход русского — это экономит время и повышает вероятность вспомнить какое-нибудь полезное выражение.
Допустим, мы убедились, что по теме номер 1 нам хватает и мыслей, и слов. Следующий шаг — проверить, есть ли подходящие фотографии. Для этого смотрим, что нам предложили. Скорее всего, на первый взгляд будет казаться, что подходящих фотографий не хватает. Например, очевидно, что к теме семьи относятся картинки A, F, I. Но это всего три, а нам нужно больше. Тогда мы смотрим на другие картинки и думаем, как можно привязать их к теме. Например, фотография E может подойти для иллюстрации мысли «одному справляться с трудностями тяжелее, а семья всегда поддержит». Картинку J можно использовать в абзаце о семейных праздниках и традициях. Изображение G можно обыграть с помощью идиомы со словом «hand» — «give a helping hand». Изображение K подойдет, если говорить о передаче опыта от старших к младшим в семье. Фотография B — иллюстрация того, что семья важна вне зависимости от страны проживания. Теперь подходящих изображений не три, а восемь — нашлось даже больше, чем нужно. Если несмотря на все усилия вы не видите подходящих картинок, то придется менять тему. Не вписывайте изображение, если оно не подходит — потеряете баллы
Конечно, предложенный порядок действий не обязателен. Можно выбрать любую другую подходящую вам стратегию. Например, начать с рассматривания картинок — это может дать дополнительные мысли и облегчить выбор темы. Или подбирать лексику не к мыслям, а к изображениям, и на основании этого решать, где оптимальный запас. Но каким бы образом вы ни выбирали, самое главное, чтобы в выбранной теме хватало и мыслей, и слов, и изображений.
Самостоятельное изобретение темы дает большую свободу, но при этом выходит несколько сложнее, чем выбор из предложенного, потому что нет никаких опорных точек. Следовательно, задача номер один — найти опорные точки, проанализировав изображения. Делать это можно так: берем картинку и выписываем на черновик относящиеся к ней ключевые моменты. Например:
Проделав это, вы увидите, что некоторые ключевые слова повторяются. Например, в нашем случае это family, traditional, happy, together. Кроме того, есть общие темы, к которым относятся ключевые слова: age (young, elderly), seasons (summer, winter, autumn). На основании этих слов и можно строить темы:
После того, как вы набросали список тем, посмотрите, какие из них дают большее поле для деятельности. Например, темы, сочетающие в себе два ключевых слова, автоматически дают вам возможность привязать к ним больше картинок. Вычеркивайте темы, если чувствуете, что вам по ним нечего сказать. Когда останется 1–2 темы, составьте план по одной из них, продумайте, что будете писать. Если план получается неплохой, то приступайте к составлению статьи. Если план не выходит, попробуйте составить его для другой темы. Самое главное — не кидайтесь писать статью, не определившись с темой окончательно и не убедившись, что вам хватает мыслей на все 6 содержательных абзацев.
Вспомним наши темы на выбор:
Изображения в задании подобраны таким образом, что некоторые из них могут относиться сразу к двум или даже ко всем трем темам. На первый взгляд это не всегда очевидно, поэтому рассматривать картинки нужно со всей серьезностью и сосредоточенностью.
Таким же образом можно поступить практически с любым изображением. Притягивать картинки за уши, конечно, не стоит, но и отчаиваться, не увидев нужных изображений сходу, тоже не нужно — они найдутся, если внимательно поискать.
Проще всего сделать домашнюю заготовку с нейтральными названиями, которые подойдут под большинство тем. Например, «Real Simple», «Entertainment Weekly», «Self», «Sunset Magazine». Так вы сэкономите время на придумывании названия. Впрочем, ничто не мешает придумывать оригинальные названия на ходу, если вы умеете делать это быстро.
Что касается целевой аудитории, отталкивайтесь от содержания письменной работы. Кому было бы интересно ознакомиться с тем, о чем вы пишете? Если вы рассуждаете о преодолении стресса, вашей целевой аудиторией могут быть студенты или офисные сотрудники. Если речь о спасении животных, то потенциальные читатели — защитники животных. Читать о компьютерных играх будет интереснее подросткам, а о вязании — бабушкам.
В статье на «Высшей пробе» мы ограничены рамками 220–360 слов. Имея на руках чёткий план, регулировать количество слов в своей работе очень удобно. Делим слова на количество абзацев и получаем 27–45 слов на каждый абзац. Следить за количеством слов в абзаце на порядок проще, чем пытаться рассчитать объем сразу всего сочинения.
Напишем вступление, помня о том, что мы ограничены 27–45 словами.
Who is happier: an innocent baby babbling enthusiastically or an elderly person, having all the wisdom in the world? It seems that any given age has room for happiness, but things that bring it about might be different. (38 слов)
Being a baby or a child is associated with having very few responsibilities and a lot of time for playing around. For inexperienced children every day stores a surprise, a new discovery to make. Life is fun and full of adventure. (41 слово)
Growing into a teenager takes away one's childish carefree attitude, but in return it gives a satisfying feeling of becoming more independent. New things are learnt, new opportunities open up, new friends are made — life is exciting. (37 слов)
As independence continues to grow, young adults find themselves able to travel, choose their jobs, build romantic relationships. This is the time when one can start revealing one's potential, and life is never boring. (37 слов)
Once a certain age is reached, people start thinking about having a family. Some get married and are happily occupied with their new social state and, probably, a new place to live. Love and being together can make this period quite blissful. (42 слова)
Life changes when a baby appears. Caring about a new-born creature adds significantly to one feeling valuable and important. Besides this, spending time with the children you relive the joyful time of your own childhood. (35 слов)
Finally, when middle age is behind us and a person retires, it's finally the period when there's no need to work anymore. Why not take up new hobbies, spend time with the family, travel and enjoy complete freedom and independence? (41 слово)
All in all, life can be fascinating regardless of age. If you are set on being happy, don't wait for a particular period. Just look around, find appealing things, do what you like and like what you do — then you will be truly happy. (44 слова)
В процессе работы вас будут подстерегать разные ловушки. Вот некоторые из них.
Дополнительные мысли
Допустим, в первом абзаце вы начали писать, в соответствии с планом, про то, что у ребенка мало обязанностей, что ему можно бегать и играть, получать удовольствие от жизни хоть каждую минуту. И вдруг вы осознали, что это не совсем так. Ведь не всегда же ребенок делает то, что хочет — родители запрещают, заставляют. И обязанности тоже есть — садик, начальная школа. Если вы поддадитесь искушению и начнете писать про отрицательные стороны детства, отсутствующие в плане, то к концу третьего или четвертого абзаца обнаружите, что почти достигли словарного лимита, а тему до конца еще не осветили. Поэтому, когда в процессе написания работы вам вдруг приходит еще одна, не включенная в план мысль, не спешите ее излагать. Посмотрите сначала, не нарушит ли она запланированную структуру.
Внезапная перемена мнения
Корень этой ошибки в том же самом отступлении от плана. Например, написали первые два абзаца, как планировалось, а в третьем задумались: «Рост независимости, начало самостоятельной жизни — так вот же он, самый счастливый возраст! Надо будет написать не такое заключение, как намечено в плане, а другое». Беда в том, что одним заключением тут не отделаешься. Если согласно плану вы написали в первых двух абзацах сплошные плюсы, то ваш вывод, что самый счастливый возраст — young adult, будет нелогичным. Чтобы он стал логичным, нужно менять и первый, и второй, и все остальные абзацы. Поэтому если вы уже все четко спланировали, не нужно метаться из стороны в сторону.
Осознание того, что план не очень хороший
Если вы начали писать и вам стало понятно, что план можно было составить получше, то все зависит от того, в какой момент вы это поняли. Когда половина работы уже написана, кардинальных изменений лучше не делать — можно просто не успеть. Если же осознание пришло в самом начале, то стоит попытаться изменить или улучшить план перед тем, как воплощать его в жизнь.
Чтобы написать иллюстрированную статью, нужно, во-первых, иметь представление о самом формате «статья», а во-вторых, уметь быстро анализировать и обобщать информацию на картинках. К формату применимы общие навыки: умение составлять план и описывать картинки.
© Екатерина Яковлева, 2016–2024