Как делать чтение в формате Multiple Choice?

Задания по чтению в формате Multiple Choice встречаются практически везде: и в олимпиадах, и в международных экзаменах, и в ЕГЭ. В этой статье мы посмотрим, как можно с ними справляться более эффективно. Смотреть будем на примере текста Multiple Choice, взятого из экзамена CAE. Есть две принципиально разные стратегии выполнения этого задания.

Стратегия №1

  1. Бегло читаем весь текст целиком, не вдаваясь в детали (около трех минут, не больше).
  2. Читаем первый вопрос и внимательно ищем в тексте ответ на него.
  3. Повторяем со всеми последующими вопросами.

Стратегия №2

  1. Читаем все вопросы (не читая при этом варианты ответов).
  2. Читаем текст сразу внимательно, пока не поймем, что нашлось место, содержащее ответ на первый вопрос.
  3. Продолжаем читать текст внимательно, пока не найдется ответ на второй вопрос. Повторяем с последующими вопросами.

Не играет особой роли, какую из двух стратегий вы предпочтете. Важно избежать третьей стратегии: подробное чтение текста с самого начала, без предварительного ознакомления с вопросами. Эта стратегия работает плохо, потому что вы не знаете, на чем нужно концентрироваться в тексте и теряете время на подробное и вдумчивое чтение больших фрагментов текста, которые вам не пригодятся для ответов на вопросы. В результате вы рискуете не уложиться в отведенное для чтения время.

Итак, приступим к разбору нашего текста. Бегло прочитав текст (или вопросы к нему), мы поняли, что речь в тексте идет об авторе детективов: некоторые детали ее биографии плюс ответы на вопросы о ее творчестве. Теперь будем разбирать ответы на вопросы один за другим, чтобы понять, как строятся «ловушки» для бедных жертв-учеников.

1 What does the writer suggest about P.D. Jamess outward manner?

  1. It is an attempt to discourage curiosity.
  2. It points to a lack of self-confidence.
  3. It conceals the true nature of her personality.
  4. It comes as a surprise to her readers.

Во-первых, найдем место в тексте, которое относится непосредственно к этому вопросу, и подчеркнем его для себя (см. текст справа). Во-вторых, попробуем сами ответить на вопрос, не читая предложенных вариантов. Что показывает outward manner? То, что она строгая, и властная. А на самом деле она робкая — ‘the authoritative mien is ... a cloak for shyness’. То есть, автор текста хочет сказать, что внешний вид писательницы обманчив. Посмотрим, есть ли среди предложенных вариантов ответа такой, который похож на наш. Он есть, и это ответ C: ‘It conceals the true nature of her personality’. Для верности мы можем прочитать остальные варианты и объяснить себе, почему они неправильные.

  • A. It is an attempt to discourage curiosity. — Ответ не соотносится с текстом: в тексте ничего не говорится о любопытстве и попытках его пресечь.
  • B. It points to a lack of self-confidence. — «Ловушка» со словом, похожим на синоним, но синонимом не являющимся. В тексте не говорится, что писательнице не хватает уверенности в себе.
  • D. It comes as a surprise to her readers. — «Ловушка» со сменой акцента: в тексте основной акцент на том, что внешность писательницы не соответствует действительности, а в варианте ответа — на удивлении читателей.

Подробный анализ всех ответов не является обязательным. Иногда достаточно, чтобы совпал собственный ответ и один из предложенных. Это особенно актуально для простых текстов. В сложных текстах лучше разбирать каждый ответ отдельно, поясняя себе самому, что с ним не так.

2 When questioned about Adam Dalgliesh, P.D. James 

  1. concedes that the detective resembles her. — Правильный ответ, опознать который помогают контекстуальные синонимы ‘concedes’ и ‘reluctantly admits’.
  2. admits that his behaviour is unusual. — В тексте не упоминается, что поведение этого персонажа необычное.
  3. accepts that he does not enjoy company. — В тексте есть «ловушка», которая может заставить подумать, что этот ответ правильный: ‘Dalgliesh prefers to unravel the the complexities of crimes solo’. Однако в этой фразе говорится о том, как персонаж предпочитает расследовать преступления, а не о том, что ему не нравится быть в компании людей.
  4. recognises a weakness in the detective’s character. — «Ловушка» на додумывание. Мы можем представить, что раз этот персонаж не хочет взаимодействовать с другими, то это его уязвимое место, слабость. Однако в тексте нет ничего, что характеризовало бы это свойство как weakness.

3 What is revealed about P.D. James’s tastes in reading?

Поскольку в отрывке достаточно много информации, относящейся ко вкусам в чтении, сложно ответить на этот вопрос самостоятельно, без чтения вариантов.

  1. She prefers books with lots of action. — Этот вариант не подходит, потому что не упоминается, что в книгах, которые предпочитает писательница, много action (если мы знакомы с творчеством упомянутых авторов и знаем, что action там присутствует в полной мере, это не сделает данный вариант правильным ответом, потому что информации об этом в тексте нет).
  2. She is less keen on male than female writers. — Этот ответ подходит, потому что из текста можно сделать вывод о ее предпочтениях: почти все книги (‘not to the total exclusion’), которые читает писательница, написаны женщинами (‘books ... are most likely to be by women writers’).
  3. She believes that men write better books than women. — Додумывание (отношение писательницы не описано, и даже намеков на него нет).
  4. She thinks that women writers are not given enough credit. — Тоже додумывание (не описано, что думает писательница по поводу положения женщин-писателей).

4 According to P.D. James, her early writing career suffered from lack of ...

Иногда вопросы строятся не на логическом анализе текста, а на знании соответствующих слов (так сделано в нашем вопросе №4). Если какое-либо из слов вам незнакомо, то сначала разберитесь со знакомыми. Очень часто учащиеся попадают в психологическую ловушку: выбирают знакомое слово, даже если чувствуют, что оно не подходит. Неприятно выбирать слово, которое не знаешь :) Однако метод исключения работает здесь как нельзя лучше.

  1. support.
  2. commitment.
  3. confidence.
  4. opportunity.

Из контекста мы видим, что писательнице не хватало времени, то есть иными словами у нее не было возможности — opportunity. Другие варианты не подходят, потому что их лексические значения не соответствуют тексту.

5 What characterised P.D. James’s work in the National Health Service?

  1. It was well-suited to her talents. — Это правильный ответ, вычислить который помогают контекстуальные синонимы: ‘her talents’ = ‘organizational skills’; ‘made good use’ = ‘well-suited’.
  2. It was not a satisfying experience. — В тексте не говорится о том, как писательница воспринимала этот опыт.
  3. It was useful for her future writing. — В тексте не говорится, как опыт именно в National Health Service повлиял на ее творчество.
  4. It was not sufficiently demanding. — В тексте есть фраза, которая может спровоцировать додумывание: ‘she became “quite accustomed” to the sight of corpses’ — раз она к ним привыкла, значит, работа была не особенно сложной. Однако, во-первых, это речь не о National Health Service, а во-вторых, идеи о sufficiently demanding work здесь нет — тот факт, что она привыкла видеть мертвых людей, не означает автоматически, что работа была слишком простая.

Теперь попробуйте проанализировать похожим образом оставшиеся два вопроса. Вы можете проверить себя, раскрыв ответы (для этого нажмите на голубую панель).

6 P.D. James was drawn to writing crime novels because

  1. they were her favourite sort of reading.
  2. they would be useful to her in her career.
  3. she liked the technical challenge they offered.
  4. she had experienced the effects of crime at first hand.
Ответ
  1. they were her favourite sort of reading. — В этом ответе «ловушка»: написано нечто очень близкое к тексту, но отличающееся в важной детали. Писательница заинтересовалась этим направлением (была ‘inspired’), потому что ее привлек процесс создания детективов (‘the shape and construction’), а не тот факт, что ей нравилось читать такие книги. 
  2. they would be useful to her in her career. — Согласно тексту, ее карьера была косвенно связана с тематикой детективных книг, но сами детективные книги никак не могли бы пригодиться в ее карьере.
  3. she liked the technical challenge they offered. — Правильный ответ. Под ‘technical challenge’ подразумевается ‘the shape and construction involved in the writing of a crime novel’. В тестах Multiple Choice довольно часто используются перефразирования подобного рода.
  4. she had experienced the effects of crime at first hand. — В тексте есть противоречащая этому информация: “it was not fascination with death itself that inspired her”.

7 What realisation did P.D. James come to while working on her detective stories?

  1. It was not necessary to pay attention to established patterns.
  2. The conventions did not adversely affect the quality of her writing.
  3. It was inevitable that she would become emotionally involved.
  4. The subject matter was more limiting than she had expected.
Ответ
  1. It was not necessary to pay attention to established patterns. — В тексте есть противоречащая этому утверждению информация: ‘one could stay within the constraints’ — то есть, писательница как раз уделяла внимание устоявшимся образцам.
  2. The conventions did not adversely affect the quality of her writing. — Это правильный ответ, основанный на перефразировании (как это часто бывает с правильными ответами): ‘realisation’ = ‘became increasingly aware’; ‘conventions’ = ‘constraints’; ‘did not adversely affect’ = ‘still write a good, serious and revealing novel’.
  3. It was inevitable that she would become emotionally involved. — В тексте есть противоположная информация: ‘it was suitably removed from my own experience’ — то есть, писательница не была вовлечена эмоционально, а абстрагировалась от собственных жизненных впечатлений.
  4. The subject matter was more limiting than she had expected. — В тексте нет ничего о ее ожиданиях, а также о том, что им что-либо не соответствовало.

P. D. James

Barbara Michaels meets the acclaimed crime writer, whose innocent exterior hides a complex and brilliant imagination.

Best-selling crime writer P.D. James — the initials stand for Phyllis Dorothy — exudes an air of quiet authority. It is easy to envisage her, had she not become a creator of detective stories with more twists and turns than a spiral staircase, as a headmistress of a girls' school. But it is soon apparent from what she says that the authoritative mien is, in fact, a cloak for shyness. (1) She reluctantly admits that Adam Dalgliesh, the detective in her novels, 'is, I suppose, modelled on myself — or rather, the way I would have turned out if I had been a man'. (2) Dalgliesh prefers to unravel the complexities of crimes solo, as does his creator. 'I need time on my own, particularly when I am writing. I can write more or less anywhere as long as I have total privacy.'

She is too modest to concur with the view that she is Britain's best-known crime writer, even though her books — 12 major detective novels — are read avidly by millions all over the world. She herself is a great fan of the works of close friend Ruth Rendell. 'I particularly enjoy her psychological works, written under the name of Barbara Vine.' Books beside her bed are most likely to be by women writers such as Iris Murdoch, Anita Brookner and Penelope Lively, although not to the total exclusion of male authors like Graham Greene and Evelyn Waugh, whom she considers to have been the greatest novelists of their generation. (3)

Success came to P.D. James late in life. Now in her seventies, she was 42 when her first crime novel, Cover Her Face, was published. Born in Oxford, the eldest of three children, Phyllis grew up mainly in Cambridge, where her family moved when she was 11 years old. 'I met my husband there — he was a student at the university, and I have always loved the place. That is why I chose it as the setting for An Unsuitable Job For A Woman.'

Reluctantly, she reveals that from a promising start, life has been hard, even tragic at times. Her Irish doctor husband, Connor Bantry White, returned from the Second World War, during which he served with the Royal Army Medical Corps, a very sick man. 'I had to work long hours to support him and our two young daughters, Clare and Jane. The ideas were teeming in my head, but I could do practically nothing about it — I simply hadn't the time. (4) My husband's parents, however, were marvellous, and took my daughters under their wing, giving them a sense of security throughout those difficult years.'

While working full-time in administration for the National Health Service, she made good use of her enviable organisational skills. (5) At one point, five psychiatric outpatients' clinics came under her jurisdiction. Then followed 11 years at the Home Office, first in the Police Department, doing administration for forensic science research, and then in the Criminal Law section, in the juvenile crime division. It was while working in forensic science that she became 'quite accustomed' to the sight of corpses. But it was not fascination with death itself that inspired her. 'It was, rather, the shape and construction involved in the writing of a crime novel that appealed. (6) I have always enjoyed reading detective stories, and I always knew that I wanted to be a writer.'

'I didn't want to use the traumatic events of my own life in a work of fiction. The writing of a detective story appealed as a wonderful apprenticeship for someone setting out to be a serious novelist, and it was suitably removed from my own experience. As I went on, I became increasingly aware that one could stay within the constraints and indeed within the so-called formula of the classic detective story and still write a good, serious and revealing novel about human beings. (7) 'Writing detective stories', she says, 'is a way of bringing order out of disorder. The solution of a crime confirms the sanctity of life — even if that life is unlovable. Nobody really likes violence.'

Итоги

Делая Multiple Choice Reading, необходимо бегло ознакомиться с текстом (или прочитав сам текст, или вопросы к нему), а затем внимательно изучать вопросы и искать ответы на них внутри текста, подчеркивая нужные фрагменты. В качестве дополнительной страховки рекомендуется объяснять самому себе, почему тот или иной вариант не является правильным.

Типичные «ловушки»:

  • додумывание (мы делаем выводы, хотя в тексте нет для них предпосылок)
  • «ложные» синонимы
  • информация, являющаяся правдой, но не написанная в тексте
  • информация со смещенным фокусом

И последнее. Навык ответов на экзаменационные / олимпиадные вопросы — это не только навык понимания текста: можно хорошо понять текст, но все равно ответить неверно на половину вопросов. Необходимо тренироваться именно решать задания. Когда у вас накопится опыт, вы будете лучше чувствовать, какой ответ правильный, а где устроили «ловушку».

© Екатерина Яковлева, 2016–2022