Как писать description (описание)?

Общие факты

Description — это описание. В качестве отдельного самостоятельного формата описание фигурирует довольно редко (хотя на олимпиадах всякое возможно, и описание в том числе: например, на отборочных турах олимпиады «Ломоносов» такое практиковалось). Обычно элементы описания вплетены в другие форматы.   

В данной статье мы рассмотрим description как отдельный самостоятельный вид письма, с присущими ему особыми чертами. Обратите внимание, что в олимпиадных заданиях могут быть дополнительные требования, влияющие на то, каким должно получиться description.

Цель и стиль

Цель, с которой пишется description, — создание достоверного вербального образа. После прочтения описания у читателя должно сложиться представление об описываемом объекте, с учетом того, что раньше читатель этого объекта не видел. 

Целевой аудитории, как таковой, у description нет (в отличие от многих других форматов, где аудитория обозначена довольно явно), а стиля следует придерживаться нейтрально-формального. В зависимости от того, что именно вы описываете, могут возникать специфические особенности лексики. Например, если необходимо описывать картину, то будет много лексики, относящейся к теме живописи.

Основной принцип написания description

Итак, нашей целью при создании описания является формирование в голове читателя достоверного образа того объекта, который мы описываем. Мы должны хорошо помнить, что читатель не видел этого объекта и представления о нем не имеет. Соответственно, в его мыслях будет рисоваться только то, что мы опишем. Из этих очевидных суждений выводится основное правило: при создании описания нужно идти от общего к деталям. Поясним на примере:

На столе стоит ваза. А под столом кот. На подоконнике еще один кот. В вазе — цветы. Еще в углу стоит холодильник.

На фотографии изображена небольшая уютная кухня. В одном углу кухни находится холодильник, а рядом с ним, возле окна, стоит стол. Ощущение уюта создают котики: один сидит под столом, второй — на подоконнике. Находящаяся на столе ваза с цветами дополняет и усиливает это ощущение.

В первом примере мы действуем по принципу «что вижу, то пою»: увидели вазу — написали про вазу, увидели кота — написали про кота. Результатом такого подхода становится разрозненность образа: сперва читатель представляет себе некий стол в вакууме, затем начинает дорисовывать к нему кота, но при этом не имеет представления о том, где эти элементы находятся: комната? кухня? веранда на даче? Не дав более общих деталей в самом начале, мы вынуждаем читателя создавать образ самостоятельно и не имеем никаких гарантий, что он этот образ создаст так, как нам нужно.

Во втором примере мы сразу даем читателю общий образ: уютная кухня. Конечно, уют каждый понимает по-своему и кухни у всех разные, но общий посыл мы все равно передаем достаточно четко. Дальше мы наполняем кухню разными объектами, дополняя и детализируя картину. Это позволяет нам управлять созданием образа, чтобы изображение в голове читателя было максимально похоже на то изображение, которое мы описываем.

The artwork portrays a group of children playing on a sunlit beach. The artist has captured the joy and innocence of youth through their carefree expressions and playful gestures. The sparkling blue ocean serves as a backdrop, symbolizing the limitless possibilities of life.

Чтобы реализовать такой подход, нужно первым делом внимательно рассмотреть и проанализировать то, что вы собираетесь описывать. Обратите внимание на любые уникальные или выдающиеся особенности, которые привлекают внимание, а также на общий контекст, фон, на котором эти особенности проявляются.

Описание картин и фотографий

Правило «от общего к частному» работает одинаково хорошо для описания любых объектов: картин, скульптур, помещений, устройств, людей и т.д. Но его одного не бывает достаточно. В зависимости от того, что вы описываете, необходимо дополнять описание разнообразными деталями. В частности, если вы описываете картину, то не лишним будет упомянуть следующее:

  • название и автор картины (если они вам известны)
  • композиция и техника 
  • эмоции и интерпретация

Пример описания композиции и техники:

The composition is balanced, with the focal point placed slightly off-center. The artist has used a combination of bold brushstrokes and delicate glazes to create a sense of movement and luminosity. The interplay of light and shadow adds depth and dimension to the scene, enhancing the overall realism.

Пример описания эмоций и интерпретации:

This abstract painting evokes a sense of mystery and contemplation. The swirling patterns and vibrant colors seem to dance across the canvas, creating a feeling of energy and vitality. The artist's use of contrasting hues suggests a juxtaposition between chaos and harmony, inviting viewers to reflect on the complexities of life.

Подробный пример: описание картины The Blue Boy (Thomas Gainsborough)

"The Blue Boy," a celebrated artwork by the British painter Thomas Gainsborough, is a striking example of 18th-century portraiture that was executed in 1770. This oil on canvas captures the image of a young boy poised with an air of confidence that belies his tender years. The subject stands almost life-size against a rural landscape, imbued with a poise and grace common to the English aristocracy of the time.

At the center of the composition, the boy is garbed in a lavish costume, predominantly blue with delicate details and textures that Gainsborough's brushwork brings to life. The ensemble consists of a sumptuous blue satin suit adorned with intricate lace and ribbons, white stockings, and black shoes highlighted with ornate buckles. His left hand grips the brim of a wide, stylish hat held casually at his side, further accentuating his elegant stance.

The use of color in this piece is dramatic and intentionally draws attention to the boy. Gainsborough utilized various shades of blue, contrasting against the muted tones of the landscape and the overcast sky. While the background is rendered with looser strokes, indicating trees, brush, and sky, the painstakingly detailed depiction of the clothing demonstrates Gainsborough's technical skill. The sheen of the satin and the fine textures of lace and embroidery are rendered with particular care, demonstrating the artist's mastery over light and its effects on different surfaces.

In terms of composition, the subject is positioned slightly off-center, with his gaze meeting the viewer directly. This engagement creates an immediate emotional connection and imparts a sense of the individual character and personality of the subject. The boy's confident stance and direct gaze convey a combination of youthful innocence and a burgeoning sense of self-assuredness. The pose suggests both sophistication and spontaneity, as if the boy has just paused on a leisurely stroll through the countryside.

"The Blue Boy" remains a testament to Gainsborough's ability to intertwine portraiture with landscape, effectively blending the figure with its environment while maintaining a clear focal point. Through this emotive and technical presentation, the painting invites interpretation regarding both the identity of the young boy and the social and cultural conditions of the epoch it represents. As a portrait, it stands as an iconic image of youth and the potential for elegance and composure regardless of age, captivating viewers for generations with its enduring allure and artistic excellence.

Итоги

Описание пишется, чтобы читатель мог получить представление о каком-либо объекте, не видя этот объект. Чаще всего в качестве объекта выступают картины или фотографии. При создании описания важно вести читателя от более общего к деталям, при необходимости предоставляя свою интерпретацию или суждения об объекте.

Упражнения для тренировки в формате Description

© Екатерина Яковлева, 2016–2024