Как писать summary (краткое содержание, изложение)?

Общие факты

Summary — это краткое изложение текста. Текст, по которому пишется summary, может быть как письменным, так и устным (например, в олимпиаде «Высшая проба» на протяжении нескольких лет присутствует summary аудиотекста). Формат summary не всегда встречается в самостоятельном виде — вместо этого часто используются его элементы в других форматах. Например, вам могут предложить написать эссе или статью с элементами summary.   

В данной статье мы рассмотрим summary как отдельный самостоятельный вид письма, с присущими ему особыми чертами. Обратите внимание, что в олимпиадных заданиях могут быть дополнительные требования, влияющие на то, каким должно получиться summary.

Цель и стиль

Цель, с которой пишется summary, — ознакомить читателя с основными идеями текста. Иными словами, после прочтения краткого изложения читатель, не имевший представления о тексте, должен это представление получить. 

Целевой аудитории, как таковой, у summary нет (в отличие от некоторых других форматов, где аудитория обозначена довольно явно), а стиля следует придерживаться нейтрально-формального. 

Основная идея summary

Итак, нашей целью является передать основное содержание текста. Для того, чтобы это сделать, нужно в первую очередь проанализировать сам текст. Для примера возьмем очень короткий текст, детский стишок:

Humpty Dumpty sat on a wall
Humpty Dumpty had a great fall
All the king's horses and all the king's men
Couldn't put Humpty together again

Проанализируем текст: в нем есть центральное событие, которое обязательно нужно упомянуть: яйцо упало, разбилось, и его невозможно вернуть к прежнему состоянию. Остальные детали вторичны: нам не очень важно, что падение было 'great', не так важно, откуда именно оно произошло и кто именно не может собрать яйцо воедино. Выбрасываем вторичные идеи и оставляем центральные:

The given nursery rhyme tells the story of an egg which fell and got irreparably broken.

Мы передали основное содержание текста. Посмотрим, как именно мы это сделали. 

  • Во-первых, мы выделили основную идею и отбросили мелкие детали.
  • Во-вторых, мы перефразировали исходный текст. Цитирование в summary — плохая затея. На коротких текстах это, может быть, и сработает, но на длинных обязательно даст сбой: цитируя слова автора, вы вынужденно упомянете несущественные детали, которые можно было бы опустить.
  • В-третьих, мы передавали факты, а не давали оценочные суждения. Например, оценочным суждением было бы сказать unfortunately по отношению к падению яйца со стены. 

Все это мы проделали на очень коротком тексте, но принципы составления summary применимы к текстам любого размера. Как правило, чем длиннее текст, тем сложнее бывает его проанализировать. Однако есть прием, облегчающий анализ текста: представьте, что ваш друг не читал текст и спрашивает: «А там о чем?» При этом у вас нет времени долго отвечать и нужно объяснить в одном предложении, о чем там. Прием работает на текстах любой длины. Например, «Война и мир» не очень короткое произведение, в котором присутствует множество сюжетных линий и персонажей. Представим, что друг задает свой вопрос: «А там о чем?» Конечно, мы не можем полноценно передать содержание целого романа в одной фразе, но основную идею выразить все равно получится: там о том, как жили русские люди из разных слоев общества в период войн с Наполеоном. Если нам дадут возможность ответить не одним предложением, а несколькими, то мы сможем развернуть свое summary, добавив краткую информацию по различным сюжетным линиям.

Структура Summary

Прием «А там о чем?» работает эффективно, но для построения полноценного summary его не хватит. Нужно также знать структуру, по которой строится summary. Предположим, что мы должны написать summary по следующему тексту:

It's a universal phenomenon, and one of the most common things we do. We laugh many times a day, for many different reasons. Most people are surprised to hear that not even 20 per cent of laughing is a response to humour. Most of the time it's a message we send to other people, a way of communicating joyful disposition, a willingness to bond and so on. So it plays a very important role in social interaction.

Interestingly, laughter differs between the sexes, particularly the uses to which the sexes put laughter as a social tool. For instance, women smile more than laugh, and are particularly good at smiling and laughing as a kind of 'social lubricant', to create a relaxed mood. In most cultures, loud, raucous laughter with exaggerated movements and expressions is considered 'unfeminine', and is much more common among men, particularly if they're with other men.

Men are more likely to use laughter as a way of asserting power - for example, socially dominant individuals, from bosses to tribal chiefs, use laughter to control their subordinates. When the boss laughs, their minions laugh too.

It is certainly true that laughing can make us healthier. It's undoubtedly one of the best medicines there is. It has a range of beneficial effects. It lowers high blood pressure, it eases tension, and also makes us less sensitive to pain. Some studies suggest that laughter also boosts the immune system, thus increasing our resistance to disease.

Laughter's social role is definitely important. I'm very concerned that today's children may be heading for a whole lot of social ills because their play and leisure time is so isolated and they lose out on lots of chances for laughter. When children stare at computer screens, rather than laughing with each other, this is at odds with what's natural for them. Natural social behaviour in children is playful behaviour, and in such situations, laughter indicates that make-believe aggression is just fun, not for real, and this is an important way in which children form positive emotional bonds, gain new social skills and generally start to move from childhood to adulthood. I think parents need to be very careful to ensure that their children play in groups, with both peers and adults, and laugh more.

Topic sentence

Начинать summary нужно с так называемого topic sentence — предложения, кратко излагающего суть текста. 

Laughter is one of the most common things humans do. We laugh every day.

It goes without saying that laughter plays a great role in our life. 

The main topic of the text is the role of laughter in our life. 

При составлении topic sentence нужно думать обо всем тексте целиком, не вдаваясь в детали. Частой ошибкой является то, что вместо topic sentence пишут эссеобразное вступление: вместо выражения центральной идеи текста дают подводку к теме. По такому принципу написан пример "Laughter is one of the most common things humans do. We laugh every day." — для эссе он бы подошел, а к summary не подходит, так как не дает читателю ответа на вопрос «А о чем текст?». Во втором неудачном примере этот ответ частично дан, но из-за фразы 'it goes without saying' акцент смещен с фактов на личное мнение. Наконец, в хорошем примере topic sentence все в порядке: главная мысль выражена, личных суждений нет, отступлений от темы тоже нет.

Key points

На topic sentence дело не заканчивается. Необходимо раскрыть центральную идею, подкрепить ее ключевыми моментами. В нашем тексте можно выделить пять моментов, подтверждающих идею, что текст рассказывает о роли смеха в нашей жизни:

1) laughter serves several purposes (not only humour), the major one -- communicating a message
2) men and women use laughter differently and for different purposes
3) laughter is used between bosses and subordinates
4) laughter makes us healthier (has a range of beneficial effects)
5) laughter has an important social role, preparing children for real life

Если начать излагать эти идеи одну за другой, то есть большая вероятность получить на выходе кашу и отсутствие логической связи. Поэтому вместо последовательного изложения необходима группировка по смыслу. Например, можно легко объединить пункты 1, 2 и 3, так как все они говорят о смехе как средстве коммуникации:

Laughter works as a means of communication, conveying various messages depending on the person’s sex and social position.

Обратите внимание, как группировка позволила сократить объем текста: нам не нужно писать о боссах и подчиненных, о мужчинах и женщинах — достаточно обойтись общими словами 'person's sex and social position'. 

Пункты 4 и 5 группировать сложно, так как они являются уникальными. Просто перефразируем их в полноценные предложения.

Laughter serves as a health booster, benefitting our body in multiple ways.

Laughter is essential in terms of socialization as it lets children interact successfully with their peers.

В результате группировочной деятельности мы получили три предложения. Они отражают ключевые моменты, но между собой не связаны. Связности можно достичь с помощью соответствующих слов:

The main topic of the text is the role of laughter in our life. Contrary to popular belief, laughter is not just a reaction to humour. Instead, it has a number of important functions. Firstly, it works as a means of communication, conveying various messages depending on the person’s sex and social position. Secondly, it serves as a health booster, benefitting our body in multiple ways. Finally, it is essential in terms of socialization as it lets children interact successfully with their peers.

Conclusion

Заключение не является обязательным элементом summary, но в некоторых заданиях может присутствовать требование его написать.

To conclude, laughter is highly important, which is why it is recommended to laugh more.

Итоги

Краткое изложение пишется, чтобы читатель мог получить представление о тексте, не читая сам текст. Важно связно перечислить основные мысли текста, делая это в нейтрально-формальном стиле. Не следует использовать цитаты, сокращения и идиомы.

© Екатерина Яковлева, 2016–2022