Как писать letter of complaint (письмо-жалобу)?

Общие факты

Letter of complaint (письмо-жалоба) — формат, который встречается и на международных экзаменах, и на олимпиадах. В некотором смысле этот формат похож на Product Review — отзыв, так как в нем автор делится своими впечатлениями о каком-либо товаре или услуге. Однако в отличие от product review, где цель — просто поделиться впечатлениями, letter of complaint ставит более конкретную задачу: изложив причины недовольства, убедить читателя компенсировать причиненные неудобства или возместить ущерб.

Поскольку письмо-жалоба по определению несет в себе негативную и неприятную для читателя информацию, необходимо подавать ее в таком виде, который не будет выглядеть агрессивно, нервно или излишне эмоционально. При этом в письме должна присутствовать твердость и уверенность, чтобы оно позволило автору успешно отстоять свои интересы. В данной статье мы разберемся, как достичь такого эффекта.

Примечание: В современном мире вместо писем пишутся, как правило, emails или отправляются отзывы (тоже, в большинстве случаев, электронные), но формат письма letter пока еще жив. Если вы не сталкивались с ним раньше, то рекомендуем ознакомиться со статьей Как писать Letter? — там рассматриваются основные особенности написания писем. В данной статье мы не будем касаться базовых особенностей, а сосредоточимся именно на «жалобной» составляющей.

Целевая аудитория, цель и стиль

Цель письма-жалобы — изложить проблему и потребовать решения этой проблемы тем или иным образом, поэтому письма-жалобы, как правило, отправляют в компании или организации, предоставляющие товары и услуги — это и есть целевая аудитория letter of complaint. Например, интернет-магазин, который вместо набора цветных карандашей прислал набор кисточек. Также жалобы можно писать в государственные или потребительские организации, которые могут помочь в решении какого-либо вопроса. Например, если вам нагрубили в регистратуре поликлиники, вы можете пожаловаться на такое несправедливое обращение, написав letter of complaint в соответствующее место. 

В любом случае, ситуация общения получается официальная, а значит и стиля в letter of complaint нужно придерживаться официального или нейтрально-официального

Вступление

Основная задача вступления в письме-жалобе — обозначить, кто и по какому-поводу пишет. Представим, что мы работаем в крупной организации, куда десятками или сотнями ежедневно приходят письма, а наша задача — читать и отвечать на них. Сравним два вступления:

I am writing to express my dissatisfaction with the service I received at your store on October 15, 2023. Despite my high expectations based on previous experiences, my recent visit was disappointing due to several issues.

I'm really angry about what happened last week at your store. It was terrible!

Наверняка вы согласитесь, что первое вступление произведет на нас более приятное впечатление, ведь из него сразу понятно, кто пишет (посетитель магазина, причем постоянный) и почему пишет (недоволен обслуживанием во время последнего похода в магазин). Прочитав это, мы захотим прочитать и дальше, чтобы понять, чем именно остался недоволен посетитель и как можно снова вернуть его хорошее расположение (ведь он упоминает high expectations based on previous experiences). А вот из второго вступления ничего не понятно — мы даже не знаем, являлся ли автор письма посетителем магазина. Известно только, что он чем-то рассержен.

Кстати, обратите внимание на тон каждого вступления: в первом он сдержанный, во втором — эмоциональный. Иногда автору письма-жалобы может показаться, что чем больше восклицательных знаков он поставит и чем ярче опишет свои чувства, тем убедительнее он будет звучать. Однако на практике это приводит к прямо противоположному эффекту: письмо с обилием восклицательных знаков и описанием чувств выглядит истерично, и поэтому не возникает желания прислушиваться к автору и пытаться как-то разобраться в его проблемах.  

Во вступление можно включить дополнительные детали: например, номер заказа, адрес магазина, имя сотрудника и т.п. В задании на экзамене такие детали придают письму достоверности, а в реальной жизни облегчают читателю задачу по устранению проблемы: ведь если человек прислал номер заказа, то найти такой заказ в базе данных легко, а если вместо номера написано «мне не понравились носки, которые вы мне прислали», то для идентификации носков потребуется время и дополнительные усилия — это неизбежно настраивает читателя против вас. 

Основная часть

В основной части мы переходим к вежливому изложению подробностей того, что вызвало наше недовольство. Здесь важно помнить, что детально перечислять нужно факты, а не эмоции. Сравним:

The staff at your store are clueless and rude. It is even hard to believe that such rudeness can exist. I wish I had not asked them for any information. I could not get any help and nobody seemed to care that I was upset. Such attitude to customers is disrespectful, and I felt really offended.

"During my visit, I encountered the following issues. Firstly, the staff member who assisted me was unable to answer basic questions about the product I was interested in purchasing. Secondly, when I requested to speak with a manager, I was told that none were available at that time. As a result, I left the store without making a purchase, feeling frustrated and undervalued as a customer."

Первый пример описывает, насколько ужасны были сотрудники и насколько тяжело было автору письма, но при этом не дается никакой конкретики. Что именно плохого сделали сотрудники? Какое именно отношение показалось клиенту неуважительным? Не понимая, в чем состоит проблема, читатель письма-жалобы не сможет помочь автору письма решить эту проблему. А использование оскорбительной лексики вроде 'clueless' вызовет отторжение и сведет желание помогать на нет. 

Во втором примере подробности сразу видны. Во-первых, их легко опознать в тексте благодаря вступительным словам firstly, secondly и as a result. Во-вторых, в каждом пункте ясна суть претензии: сотрудник не смог ответить на вопросы, сотрудник не смог позвать менеджера, клиент ушел домой разочарованный и без покупки. Зная всю эту информацию, читатель сможет разобраться в ситуации. Например, опираясь на дату посещения магазина, упомянутую во вступлении, посмотрит, какие сотрудники работали в магазине в тот день, и проведет с ними беседу для выяснения деталей произошедшего. 

Обратите внимание, что во втором примере автор тоже сообщает о своих эмоциях (feeling frustrated and underevaluated), но они, в отличие от первого примера, подкреплены фактами и подаются в сдержанном, а не кричащем виде. Благодаря этому письмо-жалоба звучит твердо, спокойно и уверенно. 

Заключение

Поскольку конечная цель письма-жалобы — добиться решения проблемы или получить какую-либо компенсацию, в заключении необходимо дать читателю понять, на что именно вы рассчитываете. 

I hope you will look into this matter and take appropriate action to prevent similar incidents in the future. I would appreciate a response from you regarding how this issue will be addressed. Thank you for your attention to this matter.

You better fix this or I'll never shop with you again!

To sum up, you failed to meet my expectations.

В первом примере описано, что именно хочет автор письма: он просит подтверждения, что его вопросом займутся, и описания того, что именно будет сделано для устранения проблемы. В зависимости от ситуации требования могут быть разными. Например, можно попросить вернуть оплату или поменять товар, потребовать извинений или компенсации — самое главное, чтобы это было изложено внятно, без намеков и угроз. 

Итоги

Письмо-жалоба пишется для того, чтобы решить проблему, возникшую в процессе приобретения товара или услуги. Писать такое письмо нужно в формальном стиле, оставаясь вежливым и придерживаясь фактов, а не эмоций. К письму-жалобе применимы те же правила оформления, что и к любому другому письму (ознакомиться с ними можно в статье Как писать Letter).

© Екатерина Яковлева, 2016–2024