Задания в формате Opinion Essay
- essay 1 (Thomas and his mother);
- essay 2 — olympic (libraries, задание Всеросса, МЭ, 9–11 классы);
- essay 3 — olympic (elderly people, задание Всеросса, ШЭ, 9–11 классы);
- essay 4 — olympic (Shakespeare quotation, задание Всеросса, МЭ, 9–11 классы);
- essay 5 (getting ready for exams);
- essay 6 — olympic (campaigns against smoking, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
- essay 7 — olympic (exams should be cancelled, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
- essay 8 — olympic (children shouldn't judge parents, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
- essay 9 — olympic (too much knowledge, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
- essay 10 — olympic (women can't be equal to men, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
- essay 11 — olympic (gap year, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
- essay 12 — olympic (computers VS teachers, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
- essay 13 — olympic (dangerous sports should be banned, задание ПВГ, финал, 10–11 классы);
- essay 14 (children are born with equal intelligence);
- essay 15 (Wayne Gretzky quotation, skating to where the pluck is going to be);
- essay 16 — olympic (based on a haiku poem about courage, задание ПВГ, отбор, 5–9 классы);
- essay 17 — olympic (based on a haiku poem about gossip, задание ПВГ, отбор, 10–11 классы);
- essay 18 — olympic (based on a haiku poem about respect, задание ПВГ, отбор, 10–11 классы);
- essay 22 (comment on a statement + summary of two short texts; we make our own luck).
Общие факты
Opinion essay — один из наиболее популярных видов эссе, он встречается практически везде: и на международных экзаменах, и на олимпиадах, и на ЕГЭ. Рассказывая о его особенностях в этой статье, я предполагаю, что вы знаете базовые принципы написания эссе и умеете составлять план.
Объём opinion essay может быть очень разным. Например, на Всероссийской олимпиаде в 2013 году встречалось задание в формате эссе-рассуждения с ограничением в 100–120 слов. В эссе на ЕГЭ требуется объём 200–250 слов, на экзамене CAE — 220–260. На олимпиаде «Покори Воробьёвы горы!» 2016 года предлагалось написать 250–300 слов. Эти примеры наглядно демонстрируют разнообразие требований к объёму эссе.
Такое же разнообразие характерно для формулировки самих заданий: простая фраза, текст, несколько текстов, стихотворение, изображение, видео или ещё что-нибудь, в зависимости от наличия или отсутствия фантазии и свободы выбора у составителя.
Что должно быть в эссе
В любом opinion essay должно быть вступление, основная часть и заключение.
Вступление задаёт тему и выражает мнение автора. Важное исключение: если вы пишете opinion essay для ЕГЭ, мнение нужно выражать в первом абзаце основной части, а не во вступлении.
Основная часть содержит, как правило, два блока:
- аргументация мнения автора;
- мнение, противоположное авторскому.
Таким образом, в первом блоке основной части мы подробно объясняем читателю, почему у нас сложилось именно такое мнение, подкрепляем свою мысль аргументами и примерами. Во втором блоке мы освещаем позицию, противоположную нашей, а также говорим, почему мы не считаем такую позицию правильной.
В некоторых заданиях четко указана необходимость освещать альтернативную позицию, в некоторых такого указания нет. Когда однозначные указания отсутствуют, следует отталкиваться от объема эссе. Если объём ограничен 150 словами, второй блок лучше опустить. При ограничении в 300 слов правильнее будет его включить.
Заключение подытоживает всё сказанное в основной части и снова выражает мнение автора, но уже другими словами.
Деление на абзацы
Вступление, основная часть и заключение всегда выделяются в отдельные абзацы. Таким образом, любое opinion essay содержит не менее трёх абзацев. Что касается разбиения основной части, обязательно отделяется блок с противоположным мнением. Остальное можно делить или не делить, руководствуясь принципами логики и требованиями в задании.
Стиль
Эссе-рассуждение пишется в
нейтрально-формальном стиле. Это означает, что в работе не должно быть сокращений и разговорных выражений. Сложные лексические и грамматические конструкции предпочтительнее простых.
Подводные камни
Очень распространённая ошибка при написании эссе-рассуждения — подмена темы или смещение акцента. Например, нужно написать на тему «Penguins make ideal pets», а в эссе говорится слишком много о самих пингвинах. При этом проблемы содержания пингвинов в домашних условиях почти не затрагиваются, и вместо требуемой темы получается другая, например, «Penguins are the most lovable creatures in the world». Вроде бы и про пингвинов, но все же не о том. Из-за ошибок такого рода теряются баллы за содержание.
Одной из причин смещения акцента бывают заученные наизусть топики или фрагменты топиков: выучив хорошо составленный кусочек текста, пишущий пытается пристроить его в свою работу, чтобы произвести впечатление. Работа и впрямь начинает производить впечатление, но не то, на которое рассчитывал автор. Собранное из вставленных фрагментов эссе похоже на сшитую из лоскутьев рубашку с рукавами разной длины. Если у вас хватает памяти и интеллекта, чтобы запоминать топики, лучше потратьте свои умственные ресурсы на изучение грамматических конструкций и расширение словарного запаса. Это даёт куда больше шансов написать приличное сочинение.
Еще одна распространённая проблема — стандартизация. Мне часто приходится видеть, как пишущий берёт один и тот же шаблон и пытается всунуть в него любую тему. Это бывает оправданно, если у автора работы очень скромный словарно-грамматический запас и нет времени на его пополнение, потому что написать плохо — это все же лучше, чем вообще ничего не написать. Однако если вы более-менее владеете английским, то нужно учиться модифицировать шаблоны таким образом, чтобы они выглядели органично.
Возьмём для примера структуру «the question of ... has always aroused heated discussions» и вставим её в разные вступления:
- The question of how video games influence children and teenagers has always aroused heated discussions.
- The question of having a penguin as a pet has always aroused heated discussions.
В то время как в первом вступлении фраза смотрится органично, во втором её шаблонность очевидна и создаёт юмористический эффект (а жюри и эксперты — люди серьезные, имейте в виду).
Ещё пример того, как важно обращать внимание на контекст. Используем заготовленную фразу: «Nowadays ... is an integral part of our life»:
- Nowadays information technology is an integral part of our life.
- Nowadays reading books is an integral part of our life.
- Nowadays keeping exotic pets at home is an integral part of our life.
Книги важны уже не первый век, поэтому слово «nowadays», уместное в первом примере, плохо вписывается во второй. Для третьего примера не подходит вся фраза, потому что содержание дома экзотических животных не является неотъемлемой частью нашей жизни.
Пример работы в формате Opinion Essay