Формат proposal является разновидностью формата report (доклад). Основное отличие между этими двумя форматами в том, что report пишется по событиям или ситуациям, которые уже произошли или существуют, а proposal направлен в будущее. Например, сравнение посещаемости кружка керамики в 2015 и 2023 году — это report, а предложение организовать кружок керамики — это proposal. В одном и том же задании могут быть смешаны элементы report и proposal, когда потребуется и проанализировать прошлое, и предложить что-нибудь на будущее (например, сравнить посещаемость кружка керамики в разные годы и предложить какие-нибудь улучшения, чтобы посещаемость поднялась), поэтому границу между report и proposal можно считать условной. Более того, элементы proposal могут встречаться в других форматах. Например, email или letter, в котором требуется предложить на рассмотрение какую-либо идею, фактически является proposal. Умейте это распознать даже если слово proposal не фигурирует в формулировке задания.
Proposal нередко встречается в олимпиадах. Например, в чистом виде его очень любят составители регионального этапа Всероса.
Вне зависимости от того, является ли proposal отдельным форматом или включен в другой формат, цель proposal — предложить идею, проект или решение проблемы, объяснить значимость такого предложения и убедить читателя в его целесообразности.
В данной статье мы рассмотрим свойства, которыми обладает любой proposal, безотносительно специфических требований отдельно взятых заданий.
Если proposal выделен в отдельный формат, в нем должно присутствовать три части: вступление, основная часть и заключение. Основная часть делится, в свою очередь, на несколько абзацев (как правило, 2–3). Поскольку proposal — это подвид доклада, ему присущи свойства доклада: например, подзаголовки для всех его частей. Иногда требование включить подзаголовки включено в формулировку задания ('Provide the title and the subheadings.'), но даже если такого требования нет, то безопаснее их включить, чем не включать.
Если proposal присутствует в качестве элемента в рамках другого формата, то у него не будет вступления и заключения. Всё ограничится основной частью. Деление этой части на абзацы и снабжение ее подзаголовками зависит исключительно от специфики задания.
Главная задача вступления в proposal — представить проблему или тему и объяснить, почему она важна. Для решения этой задачи могут пригодиться следующие выражения:
- The intention of this proposal is to outline / present …
- This proposal aims to introduce …
- This report contains details of … / outlines our plans / intentions concerning …
Предположим, мы пишем предложение о внедрении часа сна в школах. Вступление может выглядеть примерно так:
Sleep is important for everyone, especially students. It helps with health, focus, and energy levels. Schools should do more to support students’ well-being. This proposal will talk about an idea to improve the quality of life for students.
Research shows that quality rest is essential for mental and physical well-being, as well as academic performance. To address this issue, we propose the introduction of "Sleeping Classes," a designated time and space for students to rest during school hours. This initiative aims to improve students' overall quality of life and enhance their productivity.
Первое вступление не очень хорошее: хотя мы и затрагиваем в нем проблему сна, делается это слишком общими словами, без конкретики. Прочитав вступление, читатель не поймет, в чем именно заключается суть предложения.
Во втором вступлении мы четко излагаем суть своего предложения и объясняем, почему оно актуально. После прочтения читатель сразу поймет, что ему предлагают, и зачем ему это предлагают.
В основной части излагаются аргументы, факты и детали нашего предложения. Например, если во вступлении мы рассказали, что хотим внедрять часы сна, то в основной части нужно рассказать, как именно мы их себе представляем. Например:
The proposed sleeping classes would consist of a 60-minute session during the school day where students can relax and recharge. These sessions would take place in a quiet, comfortable environment equipped with sleeping mats or reclining chairs. Participation would be optional, allowing students who feel particularly tired or stressed to benefit from the program. A staff member would supervise the sessions to ensure safety and organization.
Помимо технических подробностей о воплощении идеи можно писать о преимуществах, подробностях своего плана, необходимых для него ресурсах и так далее. Самое главное — как и во вступлении, придерживаться четкости и конкретики. Сравните два фрагмента:
Sleeping classes will be good for everyone because students need rest. If students are rested, they will probably do better in school and might even feel happier. It will also make the school a more comfortable place. Overall, it’s just something that will help both students and teachers, although it might take some time to get used to it. This project will improve things in general, which is why it’s a good idea.
The implementation of sleeping classes is expected to reduce stress levels, improve focus, and boost academic performance among students. Rested students are more likely to engage actively in lessons and perform better in exams. Furthermore, this initiative would reflect a commitment to student well-being, fostering a positive and supportive learning environment within the school.
В первом отрывке преимущества проекта изложены общими словами, а во втором предоставляется перечисление конкретных преимуществ. Благодаря конкретике, proposal становится более убедительным.
В proposal самым простым способом написать заключение будет подвести итоги и выразить надежду, что вышеизложенная идея будет встречена с радостью и одобрением. Пара фраз, которые могут помочь в написании заключения:
- To conclude, our intention is to …
- We hope that the plan outlined / presented in this proposal meets with your approval / will receive your serious consideration
Как и во всех предыдущих частях, продолжаем придерживаться конкретики:
In conclusion, sleeping classes are an innovative way to improve students’ quality of life while enhancing their academic potential. By allocating resources from the grant to this project, the school can set a benchmark for prioritizing student health and well-being. We strongly recommend considering this proposal for the benefit of our school community.
Proposal пишется в формальном или формально-нейтральном стиле и не должен быть эмоциональным. Чувства автора остаются за бортом, излагаются факты, а не впечатления. Используйте продвинутую лексику, страдательный залог, прямую и косвенную речь, подходящие средства логической связи. Разговорных выражений и сокращений быть не должно.
Поскольку proposal идет от лица кого-то, допускается использование личных местоимений. Злоупотреблять ими не стоит, но в некоторых моментах, как например в заключении, они будут выглядеть вполне хорошо. Если вы пишете от лица организации, можно использовать we. Если инициатива личная, то можно использовать I. Повторюсь: «можно» не означает «использовать постоянно на протяжении всего доклада». Используйте личные местоимения очень умеренно.
Proposal может существовать как в виде отдельного формата, так и в качестве элемента внутри иного формата. В proposal автор предлагает читателю какой-либо проект или идею. Стиль — нейтрально-формальный, описания логичные и конкретизированные, эмоции и личные впечатления отсутствуют. Всё написанное относится к предлагаемой идее или проекту непосредственно, отвлеченных рассуждений нет.
© Екатерина Яковлева, 2016–2024